Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Когда Америка скажет «гуд-бай»

«Газета.Ru» пыталась выяснить, есть ли пределы для роста задолженности США

Пределов для роста долга США практически нет. Однако если брать не «идеальную модель», а реальный расклад сил в США и в мире, то все может закончиться гораздо быстрее

17 октября, когда США вплотную подошли к «дефолтной черте», размер госдолга Америки составлял почти $17 трлн. Прошло всего две недели, и госдолг уже существенно подрос. Правительству требуются деньги на текущие выплаты, и эти расходы не покрываются налоговыми сборами. Так, 23 октября США выплатили $12 млрд по пенсионной программе, а 1 ноября Америке нужны еще $60 млрд на различные соцпрограммы. Вдобавок миллиарды долларов ежемесячно идут на обслуживание уже скопившегося долга. По оценкам экспертов, уже к концу этого года госдолг США вырастет до $18,3 трлн. На февраль запланированы переговоры о дальнейшем повышении потолка госдолга. Тем временем у многих начинает появляться резонный вопрос: как долго США могут увеличивать свой долг и, соответственно, сколько еще может прожить в нынешнем виде мировая экономическая система.

Если брать некую абстрактную экономическую модель, сходятся во мнении опрошенные «Газетой.Ru» эксперты, долг может расти еще десятки лет. Независимый эксперт Дмитрий Евстафьев напоминает, что ранее апокалипсис предрекали в том случае, если госдолг США достигнет отметки $10 трлн (это случилось в 2010 году). «На сегодняшний день эта граница давно пройдена, и ничего не случилось. Эта цифра носит лишь символическое значение. Ранее на полном серьезе считалось, что если индекс Dow Jones превысит 10 тыс. пунктов, то может настать нечто вроде коммунизма, а если упадет более чем на 7% в день, то в Америке начнется кризис. Ничего такого не произошло. Точно такая же ситуация сейчас сложилась и с госдолгом США.

Это все происходит в параллельном мире, и никаких реальных пределов для роста госдолга США не существует. В Америке могут его увеличивать до тех пор, пока другие страны согласятся оплачивать развитие американской экономики. Цифры ничего не значат», — комментирует Евстафьев.

Госдолг США составляет около 100%, а у Японии, например, этот показатель равен 200%.

Евстафьев отмечает, что в последнее время госдолг быстро рос потому, что Америка тратила значительные средства на создание рабочих мест в базовых отраслях промышленности. Также повлияли и значительные вложения США в медицину и оборону.

«Оборонные расходы в Штатах составляют $670 млрд, примерно в 6,5 раза больше, чем в России. Во время кризиса $700 млрд США потратили на выкуп проблемных активов. В целом можно сказать, что экономический рост в Штатах осуществлялся за счет роста госдолга», — резюмирует Павел Андреев, управляющий директор «БКС Форекс». Жизнь в долг — осознанная стратегия Соединенных Штатов, соглашаются аналитики. «США привыкли жить в долг. В Америке до сих пор считается, что их активы настолько велики и экономика настолько эффективно работает, что это гарантия для покрытия такого долга», — добавляет профессор факультета экономики и мировой политики ВШЭ Виктор Супян.

Крупнейшими держателями американского долга являются Китай и Япония. Пекин владеет облигациями США на сумму около $1,3 трлн. На втором месте — Япония, которая держит в американских казначейских бумагах около $1,14 трлн. Среди стран, купивших американский долг, также Франция, Германия, Россия. Вложения нашей страны в казначейские облигации составляют более $130 млрд. «Страны не могут их освоить у себя на родине, а американские облигации сегодня самый надежный инструмент хранения свободных ресурсов. Пока не будет создано иного надежного ресурса хранения денежных ресурсов другими странами, то страны будут продолжать вкладывать деньги в казначейские облигации, а США — наращивать планку госдолга», — говорит Супян. «В мире из-за экономической неопределенности есть большой избыток финансовых средств, — соглашается обозреватель журнала «Эксперт», специалист по мировой экономике Павел Быков. — Просто непонятно, куда их вкладывать. А долговой рынок США самый крупный и самый ликвидный. Кроме того, доллар при всех издержках продолжает оставаться резервной валютой».

Почти невозможно представить ситуацию, при которой все страны вдруг разом попросят Вашингтон вернуть свои деньги (хотя Россия в первой половине года и сократила свои вложения в американские бумаги почти на $25 млрд, или 15%). «Это означало бы обесценение облигаций, — говорит Супян. — Кроме того, если бы обрушилась экономика США, то они не могли бы поставлять туда товары, а это основной рынок для того же Китая».

То, что в 2008 году Россия держала временно свободные средства в гособлигациях США, во многом спасло их от обесценивания, указывают эксперты. «Исторически долларовые активы дорожают во время кризисов, именно поэтому американские трежерис росли в цене во время коллапса на фондовых рынках. Например, доходность 10-летних облигаций колеблется в районе 2,5%», — говорит Сергей Ковжаров, управляющий активами финансовой компании Aforex. О доверии к США говорят не только огромные вложения стран в американские казначейские облигации, но и то, что они значительную часть своих резервов (около 80%) держат именно в долларах США. «Никто не заставляет этого делать. Просто альтернативы доллару нет. Хотя евро и немножко потеснил американский доллар, но все равно евро гораздо более слабая валюта, и за ней стоит более слабая экономика, даже несмотря на все проблемы США. Может быть, когда-нибудь такой валютой станет юань, но пока он даже не конвертируемый», — считает Супян.

То, о чем говорят аналитики, — некая идеальная экономическая модель, не соглашается Павел Быков. Она не учитывает такие серьезные факторы, как ставший очевидным раскол внутри американской элиты, а также конкуренцию собственно американской и международной элит. «Республиканцы чувствуют, что их время уходит, прежде всего из-за демографических и социальных изменений в США. Неизвестно, готовы ли они подтолкнуть США к дефолту ради усиления позиций внутри страны, но политическое противостояние явно обостряется». Кроме того, как показал «скандал с прослушкой», обостряются и противоречия между собственно американской и международной элитами:

«Рост давления на США означает, что системообразующая роль в мире, которую играют Штаты, в том числе в смысле экономике, устраивает далеко не всех серьезных персонажей, реально принимающих решения».

В любом случае, даже если ничего не предпринимать стратегически, Америке надо делать какие-то тактические шаги. По мнению экспертов, Америка неизбежно должна будет пойти на сокращение бюджетных расходов, чтобы обслуживать свои внешние долги. «Как бы долг США ни формировался, это все-таки долг, который надо обслуживать. В среднем США тратят около $250 млрд на его обслуживание. Немалая сумма, в некоторых странах она составляет весь ВВП за год», — говорит Виктор Супян. В долгосрочной перспективе без сокращения госрасходов наращивание госдолга приведет к оттоку инвесторов и, следовательно, к росту рисков и процентных ставок, что впоследствии грозит дефолтом США, говорит аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк.

Сокращать США есть что. По мнению главного экономиста Дойче Банка Ярослава Лисоволика, в частности, Америка может «затянуть пояса» в социальной и оборонной сферах. Штаты также могут сократить субсидии, которые предоставляются Америкой национальным производителям и вызывают большие вопросы у развивающихся стран с точки зрения равенства конкуренции, добавляет он.

«Резерв для ограничения расходов, конечно же, есть, однако весь вопрос, воспользуются ли им, то есть это вопрос лишь политической воли», — резюмирует эксперт.

Но здесь сразу же возникает вопрос о внутриполитических последствиях. На днях власти США приняли решение урезать на $5 млрд программу продовольственной помощи бедным семьям (ее получают 47 млн человек, или каждый седьмой американец). Республиканцы настаивают на дальнейшем урезании данных расходов (сейчас они составляют $80 млрд в год). «Это бомба, которая может взорваться и нанести ущерб гораздо серьезнее того, что нанесли террористы 11 сентября», — считает один из аналитиков. «Локальными методами ничего не решить, — добавляет Павел Быков. — Системные проблемы остаются все те же. Ухудшение качества демографии, зависимость от импорта, сокращение доли США в мировой экономике».

Новости и материалы
В одесском военкомате произошла стрельба
Депутат Рады рассказал, за кого проголосует большинство украинцев на выборах президента
Бывшего гендиректора «Главзарубежстроя» арестовали по делу о мошенничестве
13 человек пострадали в крупной аварии под Ивановом
Молдавия изменит базовую валюту с доллара на евро
В столице Украины объявили воздушную тревогу
Футболист «Локомотива» признан лучшим молодым атакующим полузащитником мира
Представлен крошечный геймерский ноутбук OneXplayer G1
На юге Москвы водитель сбил двух пешеходов, уходя от ДТП
Названы приоритетные цели России на Украине после атаки на Казань
В Иркутске крупный пожар произошел в производственном здании
Ян Цапник вспомнил, как попал в «Бригаду»: «Открыл дверь с ноги»
Apple скоро представит «умную» колонку с большим экраном
Названа самая дефицитная профессия в России
В Венгрию возобновились поставки нефти по «Дружбе»
В ИК-19, где происходил захват заложников, сменилось руководство
Напавший на бывшую возлюбленную в Сочи выколол ей глаз ключом от машины
Министр транспорта России рассказал об итогах пассажиропотока авиакомпаний в 2024 году
Все новости