По данным опубликованного на прошлой неделе отчета аналитического подразделения инвестбанка Morgan Stanley, в 2012 году производство вина в мире упало ниже 2,8 млрд ящиков (в одном ящике 9 л), до минимальных значений с начала 1970-х годов. Американские аналитики предполагают, что в 2013 году падение приостановится за счет быстрорастущего потребления в Китае, США, России и других странах, для которых ранее потребление вина было нехарактерно. Рост потребления позволяет надеяться, что уже в следующем году предложение наконец будет уравновешено спросом.
Основное внимание винных экспертов сейчас сосредоточено на Китае: в последние годы эта страна в несколько раз увеличила потребление вина и подбирается по данному показателю к лидерам — США, Франции и Италии.
Если в 2005 году Китай потреблял около 70 млн ящиков вина, в 2012 году — примерно 230 млн ящиков, а в нынешнем году потребление наверняка преодолеет отметку 250 млн ящиков: по прогнозам Morgan Stanley, в 2016 году китайцы выпьют 400 млн ящиков вина. При этом местные производители не в состоянии угнаться за столь стремительным ростом, а значит, у европейских и прочих экспортеров появляется шанс: Китаю потребуется до 100–150 млн ящиков импортного вина каждый год, что сопоставимо со всем объемом выпиваемого вина в России. Хотя стоит заметить, что крупный австралийский винодел Treasury Wine Estates в своем отчете сомневается в сохранении столь высоких темпов роста спроса в Китае. Аналитики TWE считают, что государственная программа экономии притормозит рост доходов населения, а именно он является основным фактором роста спроса на вино.
В 2011–2012 годах произошло историческое событие: впервые за много лет европейская страна потеряла первое место по суммарному потреблению вина, Францию обошли Соединенные Штаты. Судя по всему, в 2013 году отрыв США от преследователей увеличится. Впрочем, в плане потребления в расчете на одного жителя Франции и Италии беспокоиться не о чем: до их 50 с лишним литров в год на человека крайне далеко не только американцам (13 л в год), но и немцам (37 л в год).
Огромный потенциал есть у России: по данным инвестбанка Demeter Group, у нас выпивается немногим более 7 л в год на человека. Зато темпы роста у России самые высокие: за период с 2000 по 2011 год прирост совокупного потребления вина составил 148% (в 2012 году рост продолжился), в Китае — только 59%, в США — 34%, в Соединенном Королевстве — 32%.
В остальных странах из первой восьмерки по потреблению вина с каждым годом пьют все меньше.
Стивен Раннеклейв из Рабобанка в ежеквартальном исследовании мирового рынка вина обращает внимание на высокую чувствительность российского потребления к ценам. Как только в 2012 году цены на европейские вина выросли, российские импортеры переключились на поставщиков из других регионов. Так, всего за год Россия, не закупавшая ранее бразильские вина, стала их главным импортером, в четыре раза выросли поставки из ЮАР, увеличились закупки в Чили и других странах. Впрочем, европейский (в первую очередь испанский) поток вина в Россию столь велик, что заменить его существенную долю невозможно.
Мировая винная индустрия выходит из кризиса перепроизводства, а это означает, что цены на вино перестанут находиться под жестким давлением и могут пойти в рост. Помешать этому могут разве что новая волна кризиса или необычно большой урожай одновременно в нескольких основных винных регионах мира.