«Русал» и Внешэкономбанк подписали меморандум о сотрудничестве, направленном на перепрофилирование убыточных заводов компании, говорится в сообщении компании. 6 августа совет директоров алюминиевой компании одобрил консервацию производства на нескольких заводах, в том числе Волгоградском, Уральском, Богословском и Надвоицком, до тех пор, пока цена на металл не поднимется выше $2400 за тонну. «Русал» сократит выпуск алюминия в 2013 году по сравнению с 2012 годом на 9%, или на 357 тыс. тонн, до 3,816 млн тонн.
Вместо алюминиевого производства на заводах планируется создание производственных мощностей по выпуску продукции из алюминия и его сплавов, включая выпуск автокомпонентов, прокатной и кабельной продукции. Инвестор либо выкупает завод, либо арендует, либо создает СП с «Русалом», пояснил «Газете.Ru» представитель компании.
Как сказал представитель «Русала», алюминиевая компания будет искать инвесторов, а ВЭБ — рассматривать и, в случае положительного решения, софинансировать проекты нового производства. О создании вертикальной цепочки производства в рамках одного завода речи не идет. На заводах, планируемых к закрытию, все алюминиевое производство будет свернуто, а вместо него планируется в том числе производство автокомпонентов. «Русал» же обеспечит необходимую инфраструктуру, подчеркивает он. Алюминий потенциально может поставляться на это производство с других заводов компании дивизиона «запад», добавляет представитель компании.
Ранее алюминиевый холдинг подписал меморандум с израильской компанией Omen High Pressure Die Casting о создании совместного предприятия по производству автокомпонентов на промышленной площадке Волховского алюминиевого завода.
Подписанный с ВЭБом меморандум существенно расширяет возможности по привлечению новых партнеров и инвесторов, считают в «Русале». Сейчас ведутся переговоры с производителями автокомпонентов, однако конкретных проектов представитель компании пока не называет. По словам директора алюминиевого дивизиона «запад» Алексея Арнаутова, проект «будет способствовать развитию отечественной промышленности, созданию новых рабочих мест» и позволит увеличить потребление металла, тем самым способствуя восстановлению баланса между спросом и предложением в отрасли.
Во Внешэкономбанке «Газете. Ru» подтвердили, что корпорация рассмотрит возможность своего участия в проектах по созданию производственных мощностей по выпуску продукции из алюминия и его сплавов, включая выпуск автокомпонентов, прокатной и кабельной продукции на промышленных площадках алюминиевых заводов компании РУСАЛ. «Речь идет о размещении производств на промышленных площадках Богословского, Уральского, Надвоицкого, Кандалакшского, Волховского и Волгоградского алюминиевых заводов, либо других площадках, расположенных в соответствующих субъектах федерации», - сказали в корпорации, не сообщив при этом, какие объемы финансирования может предоставить ВЭБ.
Из-за закрытия завода алюминиевый холдинг столкнулся с проблемой увольнения персонала — трудоустройство может потребоваться нескольким тысячам человек.
Рынок алюминия сейчас на дне, цена металла практически равна себестоимости, говорят эксперты. «Это связано с ростом мирового производства и крупными запасами. Около 40% мирового производства алюминия нерентабельно», — отмечает Андрей Третельников из RMG Securities. При этом один из главных потребителей металла — Китай — не закрывает убыточные предприятия и даже постепенно наращивает производство: государство поддерживает алюминиевые проекты и обеспечивает их электроэнергией. В частности, КНР построила самую большую ГЭС в мире — «Три ущелья» — проектной мощностью 22,5 ГВт. «Из-за такой ситуации страдают компании, ориентированные на рынок Азии, в том числе и «Русал». Поэтому у них нет другого выхода, кроме как начать производить продукцию с высокой добавленной стоимостью — это позволит удержаться на плаву убыточным предприятиям по производству алюминия в ожидании следующего витка потребления», — говорит эксперт.
Олег Петропавловский из БКС сомневается, что в случае создания СП рентабельность перепрофилированных предприятий будет высокой. «Это видно на примере ALCOA, которая ранее перепрофилировала свои активы на выпуск продукции с более высокой добавленной стоимостью», — отмечает эксперт.
Производство кабельной продукции во многом будет зависеть от Европы, так как для России это основной рынок сбыта этого товара, говорят аналитики. Что касается автокомпонентов, то у иностранных инвесторов есть интерес к этому сегменту российского рынка, он считается перспективным (по производству автомобилей Россия занимает второе место в Европе после Германии). Сборка иностранных производств составляет около одного миллиона автомобилей в год. «Однако здесь есть ряд операционных рисков. В первую очередь, нужен гарантированный объем производства и сбыта, для того чтобы инвестиции окупились, — считает Третельников. — При этом следует учитывать, что российский «АвтоВАЗ», например, сам производит необходимые компоненты, а иномарки собираются из деталей, привозимых из-за рубежа».
Таким образом, инвестора еще нужно заинтересовать более выгодными условиями, добавляет он. Исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов отмечает, что сейчас у зарубежных производителей, в отличие от «АвтоВАЗа», производство не вертикально интегрировано, а дифференцировано: автокомпоненты производит отдельная компания, которая зачастую производит детали сразу для нескольких брендов. «С учетом того, что алюминий все больше используется в производстве автокомпонентов вместо стали, предложение алюминщиков может быть потенциально интересным для таких компаний», — считает он.
Для производителей важны несколько составляющих: во-первых, логистическая — производство должно быть расположено в непосредственной близости от места сборки автомобилей; во-вторых, производственные площадки должны обладать определенными характеристиками, в том числе, например, высотой потолка, а также иметь достаточную инфраструктуру, говорит представитель Национальной ассоциации производителей автокомпонентов в СЗФО Майя Свиридова. По ее словам, несколько иностранных компаний рассматривают возможность инвестирования в России, в том числе на базе российских предприятий. Однако построить завод с нуля оказывается зачастую дешевле, чем организовывать производство на месте устаревших площадей, сооруженных еще в советское время, резюмирует она.