Алюминиевый холдинг «Русал» выступил категорически против планов Гонконгской фондовой биржи — нового акционера Лондонской биржи металлов (LME) — выпустить на рынок сразу два миллиона тонн алюминия, накопленного в 2008–2009 годах.
Глава и основной акционер компании Олег Дерипаска назвал ее планы «беспрецедентной интервенцией.»
На данный момент, по данным LME, на официальных складах находится 5,4 млн тонн металла. Но реальные потребители металла в основном покупают алюминий по прямым контрактам с производителями — более 70% металла на складах LME участвуют в финансовых сделках с премиальной составляющей. Таким образом, металл со складов LME будет переходить на другие склады, но не на спотовый рынок (рынок реальных продаж), уточняет представитель алюминиевой компании.
По словам представителя холдинга, наличие спотовых премий на рынке алюминия связано не с ограниченным предложением металла со стороны складов LME, а с неадекватно низкой ценой металла на LME в силу наличия большого количества открытых коротких позиций. Планы биржи усугубят непрозрачную ситуацию на физическом рынке металла и сократят ликвидность варрантов (документ, выдаваемый владельцу товара при сдаче его на склад. — «Газета. Ru»)», предупреждает Дерипаска, которого цитирует алюминиевый холдинг.
Предложения Гонконгской биржи недоработаны и не подкреплены соответствующей биржевой информацией, отмечено в сообщении «Русала».
Кроме того, есть опасения, что объемы будут скупать не реальные потребители металла, а финансовые спекулянты, говорит источник, близкий к алюминиевому холдингу. Из-за выгрузки металла со сроком 100 дней вместо двух лет, как ранее, алюминиевые производители лишатся премий, добавляет он.
Со своей стороны российская компания предложила отложить внесение изменений в правила хранения металла и продлить период консультаций с представителями отрасли. «Русал» также предлагает расширить сеть складов LME и поддержать новых независимых складских операторов в регионах, близких к потребителю.
LME должна предоставить доступ к данным по фьючерсным торгам в отношении их участников, основываясь как минимум на стандартах раскрытия информации CFTC (Комиссия по торгам фьючерсными контрактами на сырьевые товары) в США, расширить число контрактов на алюминий, участвующих в торгах на LME, помимо контрактов на первичный алюминий высшего сорта и алюминиевый сплав, разработать механизм хеджирования полной цены на алюминий, который позволит контролировать риски из-за колебаний региональных премий по торговым контрактам, предлагает «Русал».
«В условиях низких цен практически все, на чем сейчас зарабатывают алюминиевые компании, — это так называемые спот-премии, которые покупатели металла платят за то, чтобы получить металл «здесь и сейчас», а не ждать его поставки из-за очереди на складе, — объясняет Николай Сосновский из «ВТБ Капитала». — В случае если на рынок попадут в короткие сроки значительные объемы алюминия, эти премии могут пострадать. Речь идет о достаточно существенных объемах – примерно 4% мирового производства».
Такое решение может оказать значительное воздействие в условиях избытка мощностей и существенных запасов на складах, когда мировые производители, в том числе «Русал», пытаются согласовывать с властями сокращение производства и закрытие части предприятий, отмечает Сосновский.
Российская компания ранее заявила о планах сокращения выпуска алюминия в 2013 году на 357 тыс. тонн (по итогам первого полугодия выпуск сократился на 100 тыс. тонн, до 1,99 млн тонн). Кроме того, компания утвердила остановку алюминиевого производства на заводах западного дивизиона (Волгоградском, Уральском, Богословском, Надвоицком и Волховском).
Кирилл Чуйко из ФК БКС считает, что действия биржи могут уронить цену на металл дополнительно на 5–10%. Сейчас тонна алюминия стоит $1799.
«Впрочем, российских алюминщиков подстерегают не только неприятные сюрпризы.
Алюминиевый холдинг оказался в наибольшем выигрыше среди металлургических компаний от объявленной правительством «заморозки» тарифов.
«Решение об обнулении темпов роста тарифов монополий в 2014 году позволит обеспечить более благоприятные условия для производителей, что особенно актуально в условиях сокращения рентабельности ОК «Русал» и ориентации компании на консервацию наиболее затратных мощностей, расположенных в европейской части России», — сообщило накануне в своем отчете Минэкономразвития. К основным статьям затрат в себестоимости производства алюминия относятся затраты на электроэнергию (25-30% в среднем по группе, в европейской части России до 40%), на приобретение газа при производстве оксида алюминия (10,6%) и на транспортировку железнодорожным транспортом (8,85%), отметило ведомство.
«Однако с учетом роста стоимости электроэнергии в предыдущие годы, из-за которого себестоимость производства алюминия выросла с $1600 до почти $2000 за тонну, «заморозка» тарифов не спасет положение отечественной алюминиевой отрасли, если цены на рынке существенно не вырастут», — полагает Чуйко. Ситуацию осложняет солидная долговая нагрузка алюминиевого холдинга — порядка $9,9 млрд (на конец второго квартала).
Акции «Русала» сегодня падают на Гонконгской бирже на 1,3%, на европейской Euronext на 4,4%, на Московской бирже на 4,3%.