18 сентября правительственная комиссия по бюджетным проектировкам рассмотрела проект бюджета на 2014 и плановый период 2015–2016 годов и прогноз социально-экономического развития на этот же период.
«С цифрами все хорошо знакомы, времени осталось немного. Скажем откровенно, и возможностей по их корректировке у нас практически не осталось. Решение нужно принимать завтра на заседании правительства», — сказал премьер Дмитрий Медведев, открывая заседание.
Правительство вынужденно скорректировало прогноз социально-экономического развития до 2016 года и основные параметры бюджета на ближайшие три года «с учетом мировой экономической ситуации», напомнил Медведев.
«Мне кажется, что такой неблагоприятной обстановки не было у нас последние пять лет с момента кризиса»,
— сказал 18 сентября на правительственном часе в Госдуме глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев.
Основные характеристики трехлетнего бюджета
Из материалов Минфина к заседанию следует, что
доходы бюджета на 2014 год запланированы на уровне 13,6 трлн руб. (минус 459 млрд руб. по сравнению с утвержденным трехлетним бюджетом). В 2015 году доходы составят 14,55 трлн руб. (минус 1,08 трлн руб.), в 2016 году — 15,9 трлн руб. Расходы составят 13,977 трлн руб. в 2014 году (минус 229,8 млрд руб.), 15,36 трлн руб. в 2015 году (минус 264,7 млрд руб.), 16,39 трлн руб. — в 2016-м.
Нефтегазовые доходы на 2014 год составят 6,54 трлн руб. (сокращение 265,5 млрд руб.), в 2015 году — 6,8 трлн руб. (сокращение 127,5 млрд руб). Ненефтегазовые доходы будут сокращаться по сравнению с действующим трехлетним бюджетом в 2014 и 2015 годах.
Рост ВВП на 2013 год прогнозируется в 1,8%, в 2014 году — 3% (снижение на 1,3 п.п. по сравнению с утвержденными в декабре 2012 года законом о бюджете параметрах), на 2015 год — 3,1% (снижение на 1,4 п.п.), по прогнозу, в 2016 году ВВП составит 3,3% ВВП. Темпы роста инвестиций снижены до 3,9% в 2014 году (минус 3,4%), 5,6% в 2015 году (минус 2,3%), прирост инвестиций в 2016 году по проекту составит 6%.
Уровень годовой инфляции запланирован на уровне 4,5–5,5% в 2014 году и по 4–5% — на 2015–2016 годы.
В соответствии с новым проектом,
дефицит бюджета на 2014 год увеличен с 0,2% до 0,5% ВВП и составит 373,1 млрд руб., в 2015 году дефицит может составить 1% ВВП, или 826,3 млрд руб., по проекту на 2016 год — 0,6% ВВП, или 485,7 млрд руб.
Объем Резервного фонда на конец 2016 года составит 3,7 трлн руб. вместо запланированных ранее 4,7 трлн руб. В этом году он увеличится до 2,6 трлн руб. (изначально планировалось увеличение на 2,5 трлн руб.). В закон о бюджете на текущий год закладывалась цифра в 3,2 трлн руб. На конец 2014 года объем Резервного фонда составит 3,018 трлн руб., на конец 2015 года — 3,079 трлн, на конец 2016 года — 3,713 трлн руб. С 2014 по 2016 год планируется увеличить фонд более чем на 1 трлн руб.
Расходы бюджета
«Речь идет об изменении доходных позиций, соответственно, придется сократить и расходную часть. При этом обеспечив финансирование защищенных статей, а также выполнение указов президента и других приоритетов правительства», — сказал Медведев.
Одним из ключевых факторов, которые будут влиять на структуру и объем расходов федерального бюджета на ближайшие три года, названо выполнение указов президента от мая 2012 года.
Предвыборные обещания Владимира Путина обойдутся бюджету в 2,107 трлн руб. с 2014 по 2016 год,
говорится в материалах Минфина.
Также правительственная комиссия поддержала заморозку повышения заработных плат госслужащих, военных, судей и прокуроров на 2014 год, сообщил Шувалов. По расчетам Минфина, это позволит сэкономить 31 млрд руб.
Учитывается сокращение расходов федерального бюджета на 5%, за исключением социальных расходов на стипендии, пенсии, дотации на выравнивание бюджетов регионам, расходы на содержание судебной системы.
Планируется сокращение объемов перечислений из бюджета на субсидии бюджетным и автономным учреждениям на 2% ежегодно.
«Бюджет сбалансирован. Он неприятен для министерств и ведомств, поскольку потребует сокращения расходов… В нынешних условиях это самое правильное решение. Экономика сжимается, и невозможно разгонять расходы. Надеемся, работа по оптимизации расходов будет подхвачена на уровне субъектов и корпораций», — сказал после заседания первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов.
По итогам заседания Дмитрий Медведев дал поручение главе Минфина доработать материалы, касающиеся расходов по социальному блоку, уточнил Шувалов.
«Мы действуем по бюджетному правилу. Общие расходы на 2014 год не сокращаем, все те расходы, которые нам позволяет профинансировать бюджетное правило, мы сохраняем. Но поскольку ситуация меняется, было принято решение расходы перераспределить», — сказал Шувалов.
Заморозка тарифов и дивиденды госкомпаний
В 2014 году около 100 млрд руб. будет направлено на меры поддержки рынка труда, уточнил Шувалов. Речь идет о переобучении людей, создании новых рабочих мест, изменении ситуации в моногородах. «Мы уже получаем сигналы от больших корпораций о сокращении рабочих мест. Мы на это отвечаем допсредствами на то, чтобы создавать новые рабочие места, переобучать людей и способствовать, возможно, их перемещению в другие регионы»,
— указал Шувалов.
По его словам, на заседании наиболее острая дискуссия касалась заморозки тарифов естественных монополий на 2014 год и их последующей индексации на уровень инфляции за предыдущий год в 2015 и 2016 годы. Вопрос заключался в том, могут ли компании при таких условиях выполнить в полном объеме инвестпрограммы. По заморозке тарифов естественных монополий «было очень много споров, и до сих пор некоторые естественные монополии выражают несогласия с этим», признал Шувалов.
«Но запланированные объекты должны быть построены в полном объеме. Сегодня премьер сказал, что пора заниматься издержками и эффективностью расходов… Поставщики оборудования и товара для монополий также будут в своих ценах консервативнее», — сказал Шувалов.
Еще одна тема, вызвавшая много разногласий, — установка норматива для госкомпаний выплаты дивидендов на уровне 35% по МСФО. Изначально в плане это стояло на 2016 год, что должно было принести в бюджет дополнительно 106 млрд руб. Однако сейчас правительство рассматривает возможность введения этого норматива уже с 2015 года.
Это решение еще не принято, уточнил Шувалов. «Много разногласий и сопротивляющихся», — сказал он.
И сейчас необходимо посчитать, как это отразится на выполнении инвестпрограмм компаний с учетом заморозки тарифов.
«Надо посмотреть, вынесут ли они тогда в совокупности все свои инвестиционные обязательства и те планы, которые у нас есть», — сказал Шувалов.
Налоговый маневр
Также на заседании комиссия одобрила налоговый маневр для нефтяной отрасли. Он предполагает повышение НДПИ на нефть с 2014 года и снижение экспортных пошлин на нефть с 2014 года и светлые нефтепродукты — с 2015 года. Первое принесет 618 млрд руб. доходов в бюджет с 2014 по 2016 год, снижение ставки вывозных пошлин на нефть и нефтепродукты сократит поступления на 444 млрд руб.
«НДПИ включен в налоговый маневр в такой форме, в какой вы его видели в документах. Были предложения значительно жестче его сделать. Больше всех выигрывают нефтяники оттого, что мы не индексируем железнодорожные перевозки. Мы считаем, что несправедливо, что такой сектор, как нефтяной, от этой меры выиграет больше всего. Мы бы хотели перераспределить их доходы для других целей бюджетной системы», — сказал Шувалов.
Источники финансирования дефицита бюджета
Сейчас правительство должно решить, за счет чего будет покрываться дефицит госбюджета.
«Сложный вопрос, как покрывать дефицит», — сказал Медведев. Одним из источников будут доходы от приватизации, а также внутренние и внешние заимствования, отметил Медведев.
Эксперты, опрошенные «Газетой.Ru», считают, что на пополнение дефицита бюджета необходимо активнее использовать средства Резервного фонда. При ухудшающейся экономической ситуации доходы от приватизации могут быть ниже запланированных.
«Государство сокращает расходы, увеличивает заимствования и одновременно складывает деньги в кубышку. Стоит вопрос, почему так происходит. Мы продолжаем копить в ожидании еще более трудных времен? В итоге, судя по опыту прошлого кризиса, окажется, что надо кого-то срочно спасать», — сказал «Газете.Ru» директор департамента стратегического анализа компании ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игорь Николаев.
«Резервный фонд — это страховка на самый черный день. Возможно, если дефицит окажется больше, чем запланирован сейчас, Резервный фонд вообще не будет пополняться в этом году или использоваться частично», — полагает аналитик Allianz Investments Ариэл Черный.