15 августа в правительство будет внесен пакет документов, касающийся создания в России системы общественного контроля за инвестиционными программами естественных монополий, сообщил министр по связям с «открытым правительством» Михаил Абызов.
К 1 сентября правительство должно принять решение по организации в естественных монополиях системы независимого ценового и технологического аудита инвестпрограмм и инвестпроектов. К 15 сентября правительство должно внести на рассмотрение президента предложение о порядке организации советов потребителей, которые будут принимать участие в работе над составлением инвестпрограмм на этапе их формирования.
Естественные монополии неоднократно подвергались критике за неэффективную и непрозрачную работу по своим инвестпрограммам и неудовлетворительную работу по сокращению издержек. Инвестпроекты и объемы инвестпрограмм в итоге закладываются в стоимость тарифов, что отражается на конечных ценах для потребителей.
Сейчас регламент рассмотрения профильными министерствами инвестпрограмм разработан только для «Россетей». Его подготовило Минэнерго. Все остальное — рассмотрение инвестпрограмм РЖД, «Газпрома» и других монополий — не имеет четкого регламента, указал Абызов.
Принципы работы новой системы общественного контроля в этом году разрабатывались специальной группой, в которую, в частности, вошли эксперты Минтранса, Минсвязи, Минэнерго, представители естественных монополий, компаний — потребителей услуг естественных монополий, общественных организаций и другие.
Теперь инвестпрограммы монополий планируется публиковать на сайте госуслуг. К осени 2014 года будет создан специальный информресурс, где будет публиковаться информация о деятельности монополий.
Инвестпрограммы будут проходить ценовой и технологический аудит. К работе над ними могут допустить советы потребителей. Такие советы планируется создать при восьми естественных монополиях. Это РЖД, «Газпром», «Транснефть», «Россети», ФГУП «Почта России», ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» (организации воздушного движения), «Ростелеком» и ФГУП «Росморпорт», а также их дочерние компании и аффилированные структуры.
В советы войдут от 8 до 16 человек. Предполагается, что четыре человека будут номинированы экспертным советом при правительстве (они будут являться независимыми экспертами), четыре члена будут выдвигаться РСПП, «Деловой Россией», ТПП и «Опорой России». Также своих представителей в совет будут выдвигать общественные организации и потребители услуг естественных монополий.
Не исключено, что вопрос по советам будет решен уже в октябре, тогда они смогут приступить к работе, предположил Абызов.
Совет будет наблюдать за формированием инвестпрограммы, ее реализацией и формированием тарифов на услуги естественных монополий. То есть взаимодействовать с самой компанией, с профильными министерствами и Федеральной службой по тарифам.
На региональном уровне предполагается создать совет, который будет курировать компании, работающие в области ЖКХ, схем газификации, железнодорожных перевозок и связи. Эти советы будут создаваться при администрации регионов.
Советы потребителей должны будут предоставлять свой отзыв по проектам строго в установленный срок. Если по программам возникнут разногласия, они будут вынесены на решение правительственной комиссии, которая также может быть сформирована в рамках создания системы общественного контроля.
Абызов предостерегает от создания нового бюрократического барьера. «Нельзя, чтобы действия советов потребителей приводили к тому, чтобы решения по инвестпроектам подвисали и чтобы помимо административной бюрократии появилась общественная бюрократия», — предупредил Абызов.
Не исключено, что система общественного контроля начнет работу до конца этого года. Вопрос ее эффективности остается открытым.
У советов потребителей не будет возможности накладывать вето на решения монополий. Это общее решение представителей бизнеса и естественных монополий,
уточнил Абызов.
При предоставлении права вето между советом потребителей и естественными монополиям возник бы конфликт интересов, поясняет «Газете.Ru» исполнительный директор аналитического центра «Форум» Александр Брагин. Потребители начали бы диктовать свои условия.
Он также не исключает, что в регионах при губернаторах «могут быть созданы «ручные советы».
«Наверное, лоббизм при формировании советов тоже будет. Но мы исходим из того, чтобы в советах пропорционально были представители крупного бизнеса, общественных организаций и независимые эксперты», — говорит Брагин.
При возникновении спорных вопросов решения будут оставаться за правительством.
«Позиция потребителей должна быть услышана в естественных монополиях, в ведомствах, в ФСТ. Если они нигде не нашли правды, они могут вынести вопрос, вызывающий разногласия, на правительственную комиссию. Если в правительстве, заслушав все позиции, все же примут решение в пользу естественных монополий, тогда это будет решение, с которым все живут»,
— говорит Брагин.
«Здесь главное — механизм публичности, он предполагает некоторое давление на естественные монополии», — добавляет он.
Еще один дискуссионный вопрос касался раскрытия информации.
Поскольку процесс работы над инвестпроектами планируется сделать публичным, компании не смогут скрывать информацию об инвестпроектах, ссылаясь на коммерческую тайну,
считает Абызов.
Пока предполагается, что закрытой останется та информация, которая относится к государственной тайне.
Вопрос коммерческой тайны был одним из самых обсуждаемых в рабочей группе, рассказал «Газете.Ru» Максим Антимонов, заместитель начальника департамента развития электроэнергетики Минэнерго:
«Позиция федеральных органов заключалась в том, что нужно придерживаться формата раскрытия информации и коммерческая тайна должна остаться. Потребители настаивали на обратном».
До конца этого года могут быть внесены изменения в три федеральных закона, касающихся этого вопроса, уточнил Абызов.
«Не исключено, что из коммерческой тайны будут выведены субъекты естественных монополий. Но вопрос может перенестись в другую плоскость», — не исключает Антимонов.
Против обязательства раскрывать информацию, относящуюся к коммерческой тайне, выступает «Газпром».
«Понятно, что механизм контроля над затратами естественных монополий должен быть эффективным, но, например, в нашем случае не стоит доводить прозрачность до абсурда, — заявил «Газете.Ru» официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов. — От того, что мы публично «разденемся» перед иностранными конкурентами, цены и тарифы ниже не станут. Подход должен быть взвешенным».
В «Россетях» «Газете.Ru» заявили, что инвестпрограммы компания уже давно раскрывает публично.
«В этом году были проведены общественные слушания по инвестпрограмме ФСК, нашего дочернего общества. Был создан совет потребителей не только в головной компании, но и в дочерних обществах», — сказал официальный представитель «Россетей» Дмитрий Бобков. Сведений в рамках инвестпрограмм, относящихся к коммерческой тайне, в компании нет, уточнил он.
В госкорпорации по ОрВД инициативу по созданию советов потребителей и связанные с ней вопросы отказались комментировать. Официальный представитель госкорпорации Николай Ивашов сообщил, что компания не является естественной монополией, из соответствующего реестра предприятие было исключено.
В «Ростелекоме» отказались от комментариев, сославшись на то, что в компании еще не ознакомились с документами.
Получить оперативные комментарии от «Транснефти», «Почты России», «Росморпорта» и РЖД на момент подготовки материала не удалось.