Министерство труда предлагает ввести новый вид обязательного социального страхования, который призван гарантировать сотрудникам обанкротившихся предприятий получение заработной платы за последние три месяца работы, даже если у предприятия нет на это средств.
Свое предложение министерство сформулировало в поправках к проекту федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай утраты работником заработка вследствие банкротства работодателя».
Сейчас, если арбитраж признает предприятие банкротом и оно находится в стадии конкурсного производства, выплаты сотрудникам, в том числе работающим по трудовым договорам, не относятся к первоочередным. Это прописано в статье 134 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В первую очередь предприятие должно рассчитаться с арбитражным управляющим и оплатить текущие судебные расходы по делу о банкротстве. Затем идут выплаты сотрудникам, работающим по трудовым договорам. Третьи в очереди стоят коммунальные и эксплуатационные платежи и прочее.
Но на практике зачастую после выплат кредиторам первой очереди активов на выплату заработной платы у компаний не остается.
«По завершении конкурсного производства задолженность работодателя по выплате работникам заработной платы остается непогашенной, что, в свою очередь, является причиной возникновения социальных конфликтов», — говорится в пояснительной записке к документу.
Новый вид обязательного социального страхования позволит застраховаться от таких случаев.
Если этот закон вступит в силу, то сотрудники смогут гарантированно получить заработную плату как минимум за три полных месяца, отработанных ими до момента признания компании банкротом. Кроме того, им будет выплачена сумма за часть четвертого месяца — до дня вынесения решения арбитражем.
Предполагается, что это будет единовременная выплата. Сотрудник сможет рассчитывать на страховку в том случае, если он проработал на предприятии не менее полугода. Инициатива будет распространяться на юридические лица и индивидуальных предпринимателей. Страховщиком в случае банкротства предприятия будет выступать Фонд социального страхования (ФСС).
Максимальная сумма компенсации будет рассчитываться исходя из предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС.
Тариф нового социального страхования и другие параметры – предмет переговорного процесса между сторонами социального партнерства, сообщил «Газете.Ru» представитель Минтруда. «Сейчас рассматривается ставка страхового взноса в Фонд социального страхования РФ на уровне 0,1-0,25% от фонда оплаты труда», — сказал представитель Минтруда «Газете.Ru».
Возможно повышение страховых взносов, но это «вопрос дискуссионный», говорит представитель ведомства.
«На заседаниях специально созданной для подготовки законопроекта рабочей группы обсуждается и предложение о «сдвиге» срока выплаты Фондом социального страхования единовременной компенсационной выплаты на начало процедуры наблюдения, то есть до принятия арбитражным судом решения о банкротстве предприятия. Это в свою очередь может поспособствовать предприятиям снизить общий долг перед кредиторами и выйти из предбанкротного состояния», — заявили в министерстве.
Получить оперативный комментарий от ФСС на момент подготовки материала не удалось. Бюджет ФСС на этот год сверстан с дефицитом, но на 2014—2015 годы заложен профицит. «Нам удалось добиться сбалансированности на следующие годы. Фактически ФСС становится независимым от федерального бюджета. Мы будем финансировать (дефицит. — «Газета.Ru») за счет остатков, которые сложились при исполнении бюджета в прошлом», — сказал в четверг глава Министерства труда Максим Топилин.
Если инициатива с новым видом обязательного социального страхования будет введена, то можно предположить, что ФСС будет получать дополнительные поступления от работодателей, предполагают в «Деловой России».
Сейчас стандартная ставка страховых взносов в 30% для заработных плат до 568 тысяч рублей в год делится между Пенсионным фондом, ФСС и Фондом обязательного медицинского страхования (ФОМС). В ФСС выплачивается самая маленькая часть. ФСС получает 2,9% от суммы страховых взносов, Пенсионный фонд — 22%, а ФОМС — 5,1%. Взносы с более высоких зарплат поступают только в Пенсионный фонд (+10%). Если речь идет о предприятиях, работающих в особых экономических зонах, то ФСС получает с них только 2%. И не получает взносов совсем, если речь идет, к примеру, о резидентах Сколково, предприятиях, работающих по упрощенной системе налогообложения, предпринимателях, работающих по патентам, и некоторых других.
Согласно предложенной правительством пенсионной реформе, с 2015 года взносооблагаемая база зарплат будет увеличиваться. Соответственно, кабинет министров рассчитывает и на рост объемов поступлений во внебюджетные фонды.
«Эти инициативы Минтруда — завуалированное повышение социальных взносов. В нашем случае это еще один налог. Мы считаем, что это налог на труд. Он и так практически неподъемный. А потому заработные платы в тени и уйдут в тень еще больше,
— говорит глава комитета по налогам «Деловой России» Марина Зайкова. — По закону работник уже сейчас защищен: выплаты сотрудникам должны быть произведены после того, как рассчитываются с управляющим и оплатят текущие расходы».
«У нас отношение к инициативе неоднозначное», — сказал «Газете.Ru» вице-президент «Деловой России» Александр Осипов. Он также опасается увеличения нагрузки на работодателей.
Судя по статистике арбитражных судов, число обращений о признании банкротом растет.
В прошлом году в суды поступило 40 864 заявления о признании несостоятельности — на 22,4% больше, чем в 2011 году. Суды приняли 14 072 решения о признании банкротами, что на 10% выше, чем в 2011 году. В прошлом году количество дел о банкротстве выросло, в то время как в 2011 году оно сократилось, впервые с кризиса 2008 года.
В делах о банкротстве случаев невыплаты заработной платы немного — до тысячи в год, но эти случаи всегда болезненные, говорит председатель совета директоров «Олевинский, Буюкян и партнеры» Эдуард Олевинский.
«В нашей практике бывали случаи с голодовками трудового коллектива. У управляющего нет никаких возможностей сделать что-то, чтобы эту зарплату выплатить. Существенно то, что имущество банкрота — слаболиквидный актив: пока он продается, растут долги текущие», — объясняет он.
Работники могут ждать выплат заработной платы гораздо дольше установленного номинального срока конкурсного производства в шесть месяцев, рассказывает Олевинский.
В принятой на Западе практике для таких случаев действует две модели — страхование и создание гарантийных фондов за счет отчислений работодателей, говорит юрист. Такие схемы есть, например, в Дании, Нидерландах, Латвии.
«Российский союз саморегулируемых организаций поднял вопрос о гарантиях сотрудникам достаточно давно. И предлагал ввести дополнительное обеспечение. Но объединения работодателей на это не пошли», — сказал Олевинский.