Сворачивание программы количественного смягчения может вызвать недостаток ликвидности в развивающихся странах, предупреждают в рейтинговом агентстве Standard & Poor's (S&P). В зоне особого риска находятся европейские страны и государства СНГ, отмечается в аналитическом обзоре агентства.
Упрощение условий предоставления ликвидности, на которое пошли мировые центральные банки в ответ на глобальный финансовый кризис 2007–2009 годов, привело к значительному и устойчивому притоку капитала на развивающиеся рынки, особенно на рынки облигаций, вспоминают истоки роста в S&P.
Но более умеренная, чем ожидалось, монетарная политика Банка Японии в начале июня вкупе с сообщением Федеральной резервной системы (ФРС) о возможном сокращении программы выкупа активов из-за восстановления экономики США расшатали мировые финансовые рынки.
В конце мая впервые за год фонды, инвестирующие в облигации развивающихся рынков, зафиксировали чистый отток, а обменные курсы валют развивающихся стран стали ослабевать. Особенно пострадали южноафриканский ранд и бразильский реал.
«Мы считаем, что суверенные рейтинги развивающихся стран находятся в зоне высокого риска», — заявили аналитики агентства. В особенности это касается государств со слабыми позициями по внешней ликвидности, что выражается в более высокой зависимости от притока капитала.
Многим случаям суверенных финансовых кризисов и дефолтов предшествовал кризис платежного баланса, который возникал при истощении внешних источников финансирования, замечают в агентстве.
Сценарий «внезапной остановки», при котором «внешние потоки высыхают и даже обращаются вспять, может оказать значительное негативное влияние на финансово-экономическом положении развивающихся стран», считают в S&P. Это окажет понижательное давление на суверенный рейтинг, говорится в докладе агентства.
Аналитики агентства выделяют три критерия финансовой уязвимости от внешних факторов. Во-первых, это потребность страны во внешнем финансировании, во-вторых, размер краткосрочного внешнего долга и, наконец, состояние счета текущих операций.
Наиболее сложная ситуация по всем трем критериям сегодня у Украины, Грузии и Турции. По первым двум критериям наибольшие риски обнаружены в Белоруссии, Болгарии, Македонии, Гане и Хорватии. Наименее уязвимыми по всем трем показателям являются Китай, Россия и Ангола.
Это не означает, что российская экономика полностью застрахована, но она более устойчива благодаря профициту счета текущих операций и относительно ограниченным потребностям во внешнем финансировании, отмечает старший директор S&P по направлению «Суверенные рейтинги» Кай Штукенброк. «Мы не ждем серьезных изменений, но дефицит по счету текущих операций, который мы ожидаем к 2015 году, приведет к росту зависимости России от внешнего финансирования», — говорит он.
Чем больше экономика страны зависит от внешних заимствований, тем более уязвимой она становится от текущей монетарной ситуации в мире, резюмируют в S&P. Именно эта зависимость приводила, по мнению аналитиков, к кризису в Латинской Америке в 1980-е годы, в Азии в 1990-е и к текущему кризису стран еврозоны.
Вызванная решением ФРС волна распродаж схлынула, отмечают аналитики «Уралсиб Кэпитал». Инвесторы делают попытку вернуться на развивающиеся рынки. На прошлой неделе глобальные фонды развивающихся рынков (GEM) зарегистрировали приток почти $1 млрд при потерях в $3,7 млрд неделей ранее, свидетельствует оценка Emerging Portfolio Fund Research (EPFR). В целом за последние несколько недель из фондов GEM утекло $13,5 млрд.
Изменения коснулись и России. Впервые за последние пять недель фонды, инвестирующие в российский фондовый рынок, зафиксировали приток капитала. С показателем $69 млн Россия уступила только Китаю и Индии, фонды которых сумели в этот раз привлечь $390 млн и $114 млн соответственно.
Но о смене тенденции говорить рано, приток капитала на российский рынок имеет спекулятивный характер, отмечает Вячеслав Смольянинов из «Уралсиб Кэпитал». Частично он объясняется ростом политической напряженности на Ближнем Востоке, что поддержало цены на нефть и, как следствие, российские акции.
«Обязательным условием устойчивого притока мы считаем разворот макроэкономической динамики, поскольку поступление новых денег, вызванное исключительно геополитическими причинами, — не более чем случайная удача для российского рынка акций», — резюмируют в «Уралсиб Кэпитал».