Сбербанк и «Яндекс» завершили сделку по приобретению банком доли в уставном капитале сервиса «Яндекс.Деньги» (75% минус 1 рубль). Сумма сделки — $60 млн.
«Основным направлением совместной работы компаний станет создание универсального платежного решения для малого и среднего бизнеса, упрощение регулярных платежей и денежных переводов в Сети — как для пользователей Интернета, так и для массовой аудитории в офлайне», — обещают в банке.
В «Яндексе» также добавляют, что стороны уже прошли первый этап планируемой стратегии: в начале июня Сбербанк отменил комиссию в банкоматах и терминалах при пополнении «Яндекс.Денег» c карт любых банков.
«Яндекс.Деньги» — крупнейший в России сервис онлайн платежей. Проект запущен в 2002 году совместно с компанией Paycash, но только в 2005 году сервисом стало возможно пользоваться через веб-интерфейс. К середине 2013 года было зарегистрировано более 14 млн счетов. Каждый день проводится более 120 000 операций. К сервису подключено более 20 тысяч интернет-магазинов из России, Украины, Казахстана и Белоруссии.
О планируемой сделке по приобретению Сбербанком денежного сервиса еще в декабре прошлого года заявил глава банка Герман Греф. Эксперты, опрошенные «Газетой.Ru», тогда же предположили, что решение о продаже доли в «Яндекс.Деньгах» могло быть принято на фоне изменения законодательной базы, на основании которой работает сервис.
Закон «О национальной платежной системе» обязал сервисы интернет-платежей работать либо с банковской лицензией, либо в статусе небанковской кредитной организации. «Яндекс» вел переговоры о покупке банка для организации работы платежной системы, но переговоры завершились безрезультатно.
В итоге «Яндекс.Деньги» получили лицензию небанковской кредитной организации, но в отчете за третий квартал 2012 года интернет-корпорация предупредила инвесторов о возможной продаже сервиса.
«Активы и обязательства, относящиеся к деятельности «Яндекс.Денег», собственной системы электронных платежей, были реклассифицированы в балансе как активы на $56 млн и обязательства на $42,7 млн соответственно и удержаны для продажи, так как мы активно ищем стратегического покупателя мажоритарной контрольной доли «Яндекс.Денег», — указывал «Яндекс» в отчете.
Руководителем совместного предприятия назначена Евгения Завалишина, возглавляющая «Яндекс.Деньги» с 2006 года. В состав совета директоров вошли три представителя Сбербанка (Александр Торбахов, Денис Бугров и Святослав Островский) и два представителя «Яндекса» (Аркадий Волож и Завалишина).
Блокирующий пакет — 25% доли капитала плюс 1 рубль — остается у «Яндекса». С третьего квартала 2013 года он перестает консолидировать показатели «Яндекс.Денег» в финансовой отчетности.
Сделка с «Яндексом» выводит госбанк на растущий рынок.
В 2012 году объемы электронных платежей выросли на 34%, до 166,7 млрд рублей, а в 2013 году рост сегмента составит 32%, прогнозируют эксперты Российской ассоциации электронных коммуникаций.
Скорейшему росту электронных платежей мешает жесткое регулирование со стороны правительства, а также низкая финансовая грамотность населения, отмечали в РАЭК.
Сейчас в России работают три крупные платежные системы: «Яндекс.Деньги», WebMoney и Qiwi. Они контролируют 80% всего объема платежей, говорится в совместном исследовании РАЭК и Высшей школы экономики.
«Сделка отражает интерес финансовых институтов к электронным кошелькам, так как это следующий шаг в развитии платежных сервисов. Сбербанку, чтобы идти в ногу со временем, необходимо было или создать собственный электронный кошелек, как, например, у банка «Русский стандарт», или приобрести уже существующую платформу. Но, покупая платформу, банк также приобретает клиентскую базу и договоры с агентами», — отмечал ранее совладелец платежной системы Qiwi Борис Ким.
«Сейчас клиенты «Яндекс.Денег» только совершают платежи, но не пользуются банковскими продуктами внутри системы. Выход Сбербанка на рынок электронных денег может ознаменовать рост внимания к рынку со стороны других банков. Но платежная система — это не такое дорогое приобретение, как Facebook и даже Qiwi, и при этом несет в себе явный синергетический эффект», — добавлял в декабре бывший вице-президент Номос-банка Дмитрий Вечканов.