Из-за снижения прогноза по прибыли предприятий регионы должны готовиться к существенным потерям в бюджете, предупредил глава Министерства финансов Антон Силуанов. В 2014 году совокупные потери региональных бюджетов составят 546 млрд рублей, в 2015 году объем потерь увеличится до 791 млрд рублей, сообщил министр накануне.
Пессимистичные прогнозы Минфина основываются на ожиданиях замедления российской экономики. По прогнозу Минэкономразвития, в этом году ВВП вырастет на 2,4% (в предыдущем прогнозе значилась цифра в 3,6%). В 2014 году — на 3,7% (ранее было 4,3%), в 2015-м — 4,1% (ранее 4,5%). Кроме того, во властных кругах по-прежнему идет дискуссия о возможных последствиях перегрева экономики. Силуанов считает, что экономика демонстрирует «некоторые элементы перегрева» — практически полную загрузку мощностей и низкую безработицу. Перегрев может обернуться ухудшением экономической ситуации в дальнейшем.
Наиболее чувствительным падение доходов от поступления на налог на прибыль станет для двух десятков регионов, указывают опрошенные «Газетой.Ru» эксперты.
Это области, в консолидированных бюджетах которых доля поступлений налога на прибыль выше среднероссийского показателя.
Генеральный директор Экономической экспертной группы Александр Андряков перечисляет их: Тюменская область, Москва, ХМАО, Сахалин, Ямало-Ненецкий автономный округ, Иркутская, Оренбургская и Самарская области, Пермский и Красноярский край, Ленинградская область, Татарстан, Свердловская область, Коми, Архангельская область, Чукотка, Астраханская и Белгородская области.
Доля налога на прибыль в доходах консолидированных региональных бюджетов в 2011–2012 годах в среднем составляла 25%, уточнил «Газете.Ru» заместитель директора группы государственных финансов Standard & Poor`s Карен Вартапетов. У перечисленных Андряковым регионов она выше. В Тюменской области, к примеру, в 2012 году доля поступлений от налога на прибыль в доходах консолидированного бюджета составила 59%.
«Если говорить о том, кто больше всех пострадает, то можно сказать, что на эти регионы будет большая нагрузка. При этом в этом списке 10 регионов не получают дотации на бюджетное выравнивание. Остальные – дотационные. По мере сокращения доли поступлений налога на прибыль нагрузка будет немного снижаться», — поясняет Андряков.
В I квартале этого года лидерами по падению налога на прибыль по сравнению с I кварталом 2012 года являются нефтяные регионы – Тюменская область, ХМАО, Сахалин и ряд металлургических – Кемеровская, Белгородская, Вологодская области, говорит Карен Вартапетов.
К примеру, по данным правительства Тюменской области, за первый квартал этого года (на 1 апреля 2013 года) доходы в бюджет составили 22,72 млрд рублей. Доля налога на прибыль организаций в сумме составила 73%. В прошлом году доходы за I квартал составили 42,25 млрд рублей, доля налога на прибыль составила 84,4%. То есть бюджет не досчитался половины поступлений.
«Выводы о том, какие регионы «просядут» сильнее всего, пока делать рано, так как во многих других «сильных» регионах — Свердловской, Самарской, Московской, Ленинградской областях — динамика пока неплохая. Тем не менее замедление темпов экономического роста в экономике в 2013 году совершенно точно приведет к ухудшению динамики налога на прибыль и, соответственно, доходов бюджетов регионов», — говорит Карен Вартапетов.
При ожидаемом падении поступлений в бюджет регионы столкнутся и с большими трудностями исполнения социальных обязательств в рамках исполнения майских указов президента.
Речь идет о необходимости повышения заработных плат бюджетников, на что до 2018 года регионы должны найти 3,7 трлн рублей. Ряд регионов, где на заработную плату бюджетникам уже приходится более половины от текущих расходов, ждут серьезные сложности.
Выход для регионов из сложившейся ситуации – падения доходов при вынужденном увеличении расходов – повышение эффективности расходования средств и выход на долговой рынок, предполагает Андряков.
Ранее в S&P прогнозировали, что прямой долг российских регионов на муниципальном и региональном уровнях к концу 2015 года может удвоиться до 3 трлн рублей. Эта долговая нагрузка на бюджеты регионов будет выше, чем в кризисные 2008–2009 годы, указывали аналитики агентства.