Счетная палата не увидела в параметрах прогноза социально-экономического развития России на 2014–2016 годы ни внятных аргументов, ни анализа нынешней ситуации, ни плана на случай рецессии. «В целом оптимизм правительства выглядит необоснованным», — заявил зампред аудиторского ведомства Валерий Горегляд. Такой вывод СП сделала по результатам обсуждения прогноза с экспертами-экономистами, говорится в заявлении ведомства, опубликованном в пятницу.
Сценарные условия и параметры прогноза на будущую трехлетку рассматривались на заседании правительства 16 мая, разработчик документа — Минэкономразвития. Было решено утвердить умеренно оптимистический сценарий. Он предполагает рост ВВП в этом году на 2,4%, 2014 году — на 3,7%, 2015 году — на 4,1%, 2016 году — на 4,2%. Этот сценарий «отражает развитие экономики в условиях реализации активной государственной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, на стимулирование экономического роста и модернизации, а также на повышение эффективности расходов бюджета», говорится в документе.
Перелома тенденции замедления экономического роста Минэкономразвития ожидает со второго квартала 2013 года.
Если экстраполировать данные за январь — апрель, то рост ВВП по итогам года составит 1,7%, не соглашаются в Счетной палате. Такой показатель заложен в консервативный сценарий. «Для достижения в этом году прогнозных 2,4% на второе полугодие закладывается, причем без внятных обоснований, более благоприятная динамика. Тем более неясно, констатировал Валерий Горегляд, за счет чего в 2014 году прирост ВВП превысит уровень и нынешнего, и прошлого годов», — говорится в заявлении ведомства. Кроме того, инвестпрограммы естественных монополий урезаны более чем на 10%.
Из-за замедления темпов экономического роста Минфин может скорректировать параметры бюджета-2014, говорил ранее глава ведомства Антон Силуанов. Возможно снижение доходов на 650 млрд рублей, предупреждал он.
Пессимизм аудиторов вызвала и динамика оттока капитала: в 2014 году было $56,8 млрд, а в первом квартале этого года — $25,8 млрд. По итогам года ожидается $30 млрд, а в 2014 году — ноль.
«Здесь оптимизм правительства граничит с научной фантастикой», — считает Горегляд.
Счетная палата не верит ни в резкое улучшение конкуренции (многие госпрограммы выполняются лишь номинально), ни в рост кредитования реального сектора, ни в замещение импорта. В банковском секторе наметились признаки наступления шторма, а ослабление курса рубля наряду со снижением цен на нефть должно формировать предпосылки экономической депрессии, заявил Горегляд.
В правительстве критику Счетной палаты воспринимают спокойно.
«У Счетной палаты своя компетенция, у правительства — своя. Каждый должен заниматься своими делами», — сказал «Газете.Ru» источник в правительстве.
В Минэкономразвития оценки Счетной палаты под сомнение не ставят. «Безусловно, Счетная палата является важным аналитическим органом, который ежегодно анализирует наш прогноз и представляет эти материалы в Думу. Альтернативные нашей оценки бывают, мы их не ставим под сомнение», — сказал «Газете.Ru» директор Сводного департамента макроэкономического прогнозирования Олег Засов. «Мы считаем, что наш прогноз обоснован. Из материалов, опубликованных на сайте СП, не понятно, чем вызвана критика», — отметил чиновник. По его словам, за основу взят умеренно-оптимистичный сценарий, но правительство само отмечало, что возможен и консервативный. «Что касается оттока капитала – волатильность показателя по всему миру очень высокая. Нет никакой фантастики в том, что через два года начнется приток», — указал Засов.
В последние недели и в правительстве, и в Кремле прошло несколько совещаний о стимулировании экономического роста. 15 мая доклад кабинета министров был направлен в администрацию президента. По нему будет созвано еще одно совещание. А в третьем квартале Минэкономразвития планирует сформировать список системообразующих проектов, стимулирующих рост и повышающих его качество.
С оценкой Счетной палаты согласно и само правительство, считает руководитель Экспертной экономической группы Евсей Гурвич. «В описании сценариев оно тоже выразило мнение, что наиболее вероятным является первый сценарий — консервативный», — считает экономист. «И вопрос не в том, обоснованы ли прогнозы, а в том, что выбрать для бюджетного планирования. Брать за основу инновационный сценарий не вижу оснований. И этот вопрос не новый — во всех странах встает вопрос, на основании каких прогнозов осуществлять бюджетное планирование: на реалистичных, пессимистичных или оптимистичных. Экономисты однозначно считают, что планирование должно быть консервативным», — указал Гурвич.
«Издержки осторожности меньше, чем издержки избыточного оптимизма. Незапланированные доходы можно потратить, а нехватка доходов — уже реальная проблема для экономики», — считает он.
Но в сценариях Минэкономразвития осторожного нет, полагает экономист, а есть реалистический (консервативный), оптимистический (умеренно-оптимистический) и сверхоптимистический (форсированный). «Брать за основу оптимистический сценарий опасно», — говорит Гурвич, но считает прогноз по росту ВВП в этом сценарии реалистичным. «Например, добавку даст хороший урожай», — подчеркнул эксперт.
Ускорение придаст не только урожай, но и увеличение закупок, добавляет руководитель направления Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов. «Особенность в том, что ранее рост происходил на фоне дестимулирующей политики государства — на фоне политики дорогих денег, укрепления рубля, бюджетной политики. Мы обнаружили, что так жить больше нельзя. И меры стимулирования в том или ином масштабе будут приниматься», — говорит экономист и прогнозирует 2,5% роста ВВП с возможностью повышения до 3%. В прошлом году, объясняет эксперт, экономика столкнулась с большими расходами населения, связанными с ростом потребления, и финансированием крупных строек. «Все это тем или иным образом закончилось: и выборы прошли, и саммит АТЭС прошел, и трубопровод пустили, и «Олимпстрой» уже достраивает объекты. Соответственно, есть провал по госинвестициям, по инвестициям «Газпрома», что дает отрицательный эффект в целом», — говорит Белоусов.
Почему с подобным заявлением выступили аудиторы, он не понимает. «Мандат Счетной палаты — проверка соответствия действий государства нормативным актам: расходование средств и так далее», — поясняет экономист. «Вместо того чтобы разобраться, куда идут выданные «Олимпстрою» деньги, Счетная палата внезапно решила стать еще одним центром экономического анализа», — сказал Белоусов. По его словам, такие примеры уже были. «Когда-то один аудитор требовал покарать Министерство экономики за то, что прогноз на 2008 год разошелся с реальностью. И Счетная палата продолжает свой бег по граблям в сфере, где не имеет компетенции», — считает экономист.