Дмитрий Медведев начинает второй год работы премьером в средненькой ситуации в экономике и считает замедление темпов экономического роста главным вызовом не только правительству, но и всей стране. «Не происходит ничего сверхдраматичного, но и ничего хорошего не происходит. И это, наверное, больше всего всех раздражает», — так глава правительства охарактеризовал журналистам ситуацию на встрече в Сочи. Она стала продолжением серии отчетов правительства – перед самим собой, президентом, Госдумой.
«Очень не хотелось бы, чтобы… был такой, как принято говорить молодежным сленгом, «кисляк»: оно все вроде бы ничего, и доходы растут, и зарплаты высокие... А с другой стороны, чего-то такого серьезного, существенного не происходит», — охарактеризовал свою задачу на будущее Медведев.
Прошедший год, по его мнению, ознаменовался рядом положительных макроэкономических показателей. Впрочем здесь заслуга, скорее, предыдущей благоприятной конъюнктуры. «Это, наверное, заслуга не только правительства и не столько правительства, а вообще в целом общей экономической ситуации, которая сложилась некоторое время назад», — признает премьер.
Из положительных показателей – почти нулевой дефицит бюджета, низкий уровень госдолга (10% ВВП), приемлемый для российских реалий уровень инфляции, низкая безработица, перечислил Медведев.
За прошедший год, по его словам, открыто или модернизировано около 400 крупных производств. Объем инвестиций в них оценивается в 500 млрд рублей. Еще 45 трлн рублей до 2030 года должны принести меры стимулирования нефтегазовой отрасли.
Противоречивой оказалась ситуация в жилищном кредитовании, признал Медведев, предпочитающий трактовать ее в позитивном ключе. За год выдано 691 тыс. ипотечных кредитов на 1 трлн рублей. И это при том, что средняя ставка по ипотеке по состоянию на 1 марта — 12,8%. «Но я хочу обратить сейчас внимание не на плохую ставку, а на хорошие результаты», — подчеркнул Медведев. Таким образом, количество выданных кредитов приближается к целевым показателям, а ставка – нет. Согласно одному из майских указов Путина, до 2018 года правительство должно добиться 815 тыс. ипотечных кредитов в год и среднюю ставку на уровне ставки рефинансирования (сейчас 8,25%) плюс 2,2 процентных пункта.
Показатель соответствующей программы для 2015 года – 714 тыс. кредитов – уже почти достигнут. Ставка в 2015 году должна быть выше ставки рефинансирования на 3,6 п. п.
Прогнозов по ее резкому снижению Медведев не дает. «Причины анализировались, решения есть. Насколько они будут эффективными – поживем, увидим», — говорит он.
Еще одно достижение, по мнению Медведева, — приватизационные сделки. «Да, их не радикально много, они не принесли тех доходов, на которые мы рассчитывали. Но они стали появляться. И теперь это не экзотика», — отметил он. В предыдущие годы в этой области все «закисло», но в прошлом году удалось выручить 217 млрд рублей.
Бюджетный план на этот год – 427 млрд рублей, но, по расчетам Минфина, бюджет получит лишь 60 млрд рублей.
Недополучение доходов от приватизации вкупе с крупными вычетами по реализованным инвестпроектам заставили правительство мобилизовать доходы бюджета, а замедление темпов роста ВВП – разрабатывать меры стимулирования. Поставленная президентом Владимиром Путиным цель – 5–6%, прогноз Минэкономразвития на этот год – 2,4%.
«Что непонятно, сможем ли мы вопреки мировым тенденциям, скажем откровенно, выбраться на устойчивую траекторию роста: нам действительно нужно 4–5% в год», — признает Медведев.
Соответствующий доклад направлен на рассмотрение президента. Он, в частности, должен поставить точку в споре между Минэкономразвития и Минфином относительно необходимости стимулирования инвестиционного спроса. Ведомство Андрея Белоусова предлагает финансировать крупные неокупаемые инвестпроекты, Антон Силуанов настаивает, что новые бюджетные расходы России не по карману. «Мы видим сейчас риски в экономике, и говорить о дополнительных возможностях в текущем году или в 2014–2015 годах по сравнению с теми параметрами, которые запланированы в трехлетнем периоде, пока не приходится», — заявил на этой неделе в Госдуме министр финансов. Путин же поручил согласовать позиции и обещал «поставить точку в этих дискуссиях».
Еще одно поле для дискуссий – разработанная правительством пенсионная реформа. Какие-то ее положения Путин скорректировал еще до утверждения документа, другие (в частности, о страховых взносах для индивидуальных предпринимателей) – уже после. «Правительство так и не сформулировало понятной для людей пенсионной формулы», — сетовал президент 7 мая. А еще ранее пригрозил вообще затормозить реформирование накопительной части пенсии (то есть дробление 6% страхового тарифа) в случае отсутствия формулы.
Впрочем, в ходе «прямой линии» Путин заявлял, что, несмотря на недовольство некоторыми решениями правительства, кадровой чехарды не будет. «…Нужно дать людям реализовать себя или понять, что кто-то не в состоянии этого делать, но за год это невозможно», — сказал он.