Совет директоров Росбанка принял решение прекратить с 27 мая полномочия председателя правления банка Владимира Голубкова, в отношении которого возбуждено уголовное дело.
С 28 мая исполняющим обязанности председателя правления Росбанка назначен первый зампред правления банка Игорь Антонов. С момента ареста Голубкова он уже является временно исполняющим функции главы Росбанка.
Решение об отставке Голубкова было принято на заочном голосовании большинством голосов: 8 из 9 членов совета директоров проголосовали за, один воздержался. Сам Голубков находится под домашним арестом и не участвовал в принятии решения, сообщил «Газете.Ru» источник, близкий к совету директоров банка.
В середине мая в отношении Голубкова и старшего вице-президента Росбанка Тамары Поляницыной было возбуждено уголовное дело по статье «коммерческий подкуп в особо крупном размере». Топ-менеджеры обвинялись в вымогательстве у одного из клиентов взятки в размере $1,5 млн за реструктуризацию выданного Росбанком кредита.
Позже выяснилось, что взятку требовали с бывшего депутата Мосгордумы, а ныне бизнесмена и рок-певца Андрея Ковалева.
Следствие еще не закончено, результаты аудиторской проверки компании Deloitte, которую Росбанк привлек для проведения дополнительного расследования, еще не готовы, сообщил источник в банке. Но решение об отставке совет директоров все же принял. Причем то, что вопрос о прекращении полномочий Голубкова будет рассмотрен 27 мая, Росбанк анонсировал еще на прошлой неделе.
«Я думаю, не мы одни, таких (пострадавших. — «Газета.Ru») там много», — сказал «Газете.Ru» Ковалев. Его отставка — показатель того, что у французских собственников (крупнейший владелец «Росбанка» — группа Societe Generale. — «Газета.Ru») сомнений в виновности Голубкова нет, считает музыкант.
«Когда у человека на одном счете оказывается $20 млн, а проработал он в банке (в должности предправления) 5 лет, то даже с бонусами в $2 млн сумма вызывает подозрения», — обосновывает Ковалев. По результатам ревизии найдутся еще интересные моменты, считает он.
В пресс-службе Росбанка, отвечая на вопрос, является ли отставка признанием вины Голубкова, сообщили, что решение — технический момент, добавив, что оно «было принято после тщательного анализа ситуации и ряда предварительных мер».
Однако знакомый с ситуацией в Росбанке источник утверждает, что никаких дополнительных проверок в банке не проводилось. «Если предъявляется обвинение, то какие-то разбирательства в корпоративном блоке бы прошли», — говорит источник, добавляя, что никаких проверок, кроме анонсированной ревизии Deloitte, в том числе и службой собственной безопасности, не проводилось.
О том, что для одобрения крупных кредитов полномочий главы банка недостаточно, говорил и зампред правления Societe Generale Бернардо Санчес Инсера. «Я должен подчеркнуть, что наша политика принятия решений в отношении рисков не позволяет главам дочерних банков в России или любой другой стране принимать решение в одиночку по такой сумме (кредита)», — сказал он.
«Мы голосовали за прекращение полномочий Владимира Голубкова», — сказал источник в «Интерросе» (владеет около 7% Росбанка и имеет своего представителя в совете директоров — Илью Косых). В силу известных обстоятельств Голубков не в состоянии выполнять свои обязанности, а такая крупная финансовая организация не может функционировать без руководителя, объяснил решение собеседник. В ВТБ (владеет 10% Росбанка и представлен в совете директоров Георгием Горшковым) от комментариев отказались.
Ранее владелец «Интерроса» Владимир Потанин говорил, что давно знает Голубкова и его задержание стало для него неожиданностью. Он отмечал, что Голубков зарекомендовал себя как борец с коррупцией и откатами и «никто из тех, кто хорошо знает Голубкова, не верит в его виновность».
«Очень огорчает то, с какой легкостью они (правоохранительные органы. — «Газета.Ru») ломают карьеру и портят репутацию успешному банкиру, чья вина еще не установлена судом», — говорил Потанин.
Голубков продолжает оставаться членом совета директоров, сообщил представитель Росбанка. Членов совета директоров выбирает общее собрание акционеров, которое запланировано на 25 июня, отметил он. Сейчас помимо Голубкова и представителей ВТБ и «Интерроса» в совет директоров входят 4 представителя Societe Generale (владеет около 83% банка) и два независимых директора.
Ранее, еще будучи предправления Росбанка, Голубков заявлял, что в списке кандидатов в совет директоров для голосования на собрании акционеров присутствуют представители ВТБ и «Интерроса». Бывший топ-менеджер связывал это с тем, что миноритарии не планируют отказываться от участия в капитале банка.
«Либо все то, что приводится в официальной сводке, правда, либо это настолько специальный кейс, что никто ничего не знает», — говорит руководитель российской «дочки» одного из европейских банков, добавляя, что даже самые близкие Голубкову люди не в курсе всех подробностей дела. Общая сумма, которую, по версии следствия, затребовали топ-менеджеры от Ковалева, относительно суммы кредита (всего пролонгировано $67 млн, говорил Ковалев) выглядит «адекватной», признает он. «Но то, что человек прерывает совещание и выходит пересчитать, — это очень странно», — недоумевает собеседник.
«Подозрения о том, что это (откаты за выдачу кредита) в российском банковском секторе есть, всегда были, но больше это относилось к госбанкам», — говорит член правления крупного банка, специализирующегося на корпоративном кредитовании. В частном банке топ-менеджеры неплохо зарабатывают и могут решать вопросы о вознаграждении с акционерами, объясняет собеседник. «На уровне первых лиц никогда не встречал, чтобы за деньги решали какие-то вопросы, просто не возникает потребности, а репутационные риски очень большие», — говорит он.