Расторгнув сделку с Алексеем Алякиным по продаже девелоперской компании Potok8 (бывшая Mirax Group), предприниматель Сергей Полонский решил вновь избавиться от бизнеса. Во время заключения в камбоджийской тюрьме он подписал документы о продаже всех активов через платежную систему Okpay, зарегистрированную на Британских Виргинских островах.
Документы, раскрывающие детали сделки, опубликовал оппонент Сергея Полонского, владелец Национального резервного банка Александр Лебедев. Он же предложил помощь своей юридической фирмы «Лебедев и партнеры» кредиторам и дольщикам Potok «в поиске и возврате средств от недобросовестного заемщика». (По заявлению Полонского в отношении Лебедева, ударившего предпринимателя в сентябре прошлого года в телестудии № 11 ТТЦ «Останкино», Следственный комитет расследовал уголовное дело).
Новая сделка по продаже Potok8 заключена в начале марта 2013 года, следует из договора, опубликованного в блоге бизнесмена. Продавцом выступает компания Dalfore investments limited, зарегистрированная на Британских Виргинских островах. Структура выставила на продажу 78,15% (или около 781 500 акций) кипрского офшора Neswick trading limited, владеющего Potok8, номинальной стоимостью 1,71 евро за бумагу.
За весь бизнес девелоперской компании должно быть заплачено $100 млн.
Сделка должна проходить в несколько этапов: первый предполагает выплату около $5 млн в качестве задатка в течение первых пяти рабочих дней со дня подписания. «Эта сумма была переведена 25 марта на счет адвоката Полонского Александра Добровинского в швейцарском банке Heritage», — знает Лебедев, добавляя, что старшим вице-президентом в банке работает бывшая жена Добровинского — Елена Мозер.
В течение десяти дней после первого перевода покупатель должен перевести еще около $80 млн, а затем в течение 12 месяцев оплатить остаток. По условиям договора, общее управление компанией продолжит осуществлять Добровинский, а покупатель получит возможность распоряжаться активами, не допуская ухудшения финансового положения группы.
Интересы покупателя, по данным Лебедева, представляет Алексей Басистов, который является совладельцем адвокатского бюро «Бартолиус» и руководителем фонда защиты и поддержки обманутых инвесторов.
В офисе Басистова сказали, что юриста нет на месте и он будет недоступен для звонков до конца недели.
Александр Добровинский не стал опровергать потенциальную продажу Potok8 структурам, связанным с Алексеем Басистовым. «Сделка находится на стадии обсуждения. Документов, которые были выложены на сайте Лебедева, я не видел», — отметил он.
О намерении выйти из бизнеса Сергей Полонский объявил в сентябре прошлого года. Тогда же стало известно о продаже Potok8 структурам Алексея Алякина. Сделка предполагала оценку пакета на уровне $400 млн, а также обмен активами. На начальном этапе — осенью — структурам Полонского было перечислено около $50 млн.
С начала 2013 года до начала апреля Полонский находился в Камбодже под арестом: предприниматель и два его спутника подозревались в умышленном причинении вреда здоровью местных моряков и в их незаконном удержании. Сейчас он освобожден под подписку о невыезде и должен находиться у себя дома на острове в ожидании суда.
Уже в феврале основатель девелоперской компании направил сотрудникам по электронной почте приказ об увольнении Алякина со всех постов. В письме утверждалось, что из компании должны быть уволены все доверенные лица нового гендиректора, сотрудникам запрещается выполнять его распоряжения. Полонский объяснял решение «производственной необходимостью и возникшими обстоятельствами». Председателем правления компании предприниматель рекомендовал назначить Добровинского, а гендиректором — Максима Рыбина.
Для урегулирования конфликта с владельцем Алякин поехал в Камбоджу 18 февраля. Во время отсутствия гендиректора офис Potok в башне «Федерация» в бизнес-центре «Москва-Сити» был в занят людьми в масках, а сотрудников не пускали в здание.
По итогам поездки Алякин сообщил «Газете.Ru», что виделся с Полонским, но они не пришли к соглашению. «Все вопросы предложили обсуждать напрямую с Добровинским. Адвокат, представляющий интересы Сергея Полонского, готов решить ситуацию мирным путем, — добавил он. — Вчера вечером прилетел, сегодня начал переговоры. Мы с ним договорились, что он мне подготовит официальное письмо по расторжению сделки и пропишет основания».
Уже 25 февраля вместо Алякина, которому Полонский планировал продать компанию, новым генеральным директором назначен близкий друг Полонского и глава петербургской строительной компании «Источник-строй» Мирон Шакира. Председателем правления компании — юрист Александр Добровинский.
В марте Полонский направил письмо инвесторам компании, согласно которому Алякин, претендующий на активы девелоперской группы, нарушил обязательства по приобретению акций компании, пытался организовать вывод активов и способствовал удержанию в тюрьме мажоритарного акционера. По данным основателя Potok8, в должности генерального директора Алякин также осуществлял мошеннические действия, «направленные на причинение материального ущерба корпорации». Сам Алякин в феврале утверждал, что причин приостановления сделки не знает.
Главный кредитор девелопера Сбербанк предъявил требование о досрочном возврате кредита, выданного в 2011 году. В госбанке решение о досрочном возврате долга объясняли отсутствием выплаты держателям облигаций. Долг, выданный структурам предпринимателя, на начало апреля составлял $373,6 млн. Деньги планировалось потратить на завершение строительства делового комплекса «Башня «Федерация». По состоянию на 10 апреля, выбранная несколькими траншами сумма составляет $120 млн.
Помимо требований банка корпорации предъявлены иски от разных контрагентов на сумму порядка $50 млн. Всего обязательства компании насчитывают $1,5 млрд, сетовали в Potok8: «При отсутствии инвесторов, поручителей или гарантов, в течение нескольких месяцев компанию может ожидать банкротство».
По данным Лебедева, на сделке с новым покупателем Potok8 Добровинский заработал $250 тысяч, еще $500 тысяч по поручению Полонского были перечислены на счет в Union Commercial Bank plc в Пномпене. «Эти средства пошли на личные нужды бывшего девелопера (содержание острова, долги адвокатам, долги бандитам и т. п.)», — утверждает бизнесмен.