Глава РЖД Владимир Якунин в четверг заявил, что фонд «Благосостояние» (одним из учредителей которого является РЖД) частично профинансировал сделку по приобретению порта Ванино компанией «Мечел».
«Мечел» просил соответствующую финансовую поддержку, она была оказана под конкретный пакет, который «Мечел» там приобрел, — цитирует Якунина ПРАЙМ. – Что касается дальнейшего, я знаю, что это соглашение подразумевает выход Пенсионного фонда из этой сделки на условиях, которые будут для него выгодны с точки зрения управления пенсионными деньгами».
Размеры финансирования и пакета Якунин не уточнил.
Связаться с представителями РЖД и НПФ «Благосостояние» не удалось.
«Финансирование приобретения Ванино осуществлено в рамках консорциума инвесторов. В соответствии с условиями финансирования состав участников консорциума не раскрывается, — заявили «Газете.Ru» в «Мечеле». – Как один из крупнейших экспортеров, обладающий значительными производственными мощностями на Дальнем Востоке, «Мечел» заинтересован в развитии транспортной инфраструктуры региона, что также является одной из составляющих инвестиционной программы РЖД. Здесь наши стратегические интересы полностью совпадают».
Также в компании отметили, что «Мечел» не осуществляет контроль над портом Ванино, поэтому любые вопросы, связанные с финансированием инвестпрограммы порта, в том числе путем облигационных займов, относятся к компетенции консорциума инвесторов, владеющих акциями порта, и на долговую нагрузку группы «Мечел» не влияют.
В начале декабря прошлого года структура «Мечела» «Мечел-Транс» выиграла конкурс на 55% (73,33% обыкновенных именных акций) Ванинского морского торгового порта, принадлежащих государству.
«Мечел-Транс» предложила рекордные 15,5 млрд рублей — в десять раз больше стартовой цены.
По словам специалистов, актив требует крупных финансовых вложений, его справедливая цена не превышает 3 млрд рублей. Сделка стала одной из крупнейших в приватизационной программе 2012 года.
«Нам удалось достичь соглашения с консорциумом инвесторов, которое обеспечит недолговое фондирование данной сделки при условии нашего управления портом», — уточнял позднее гендиректор «Мечела» Евгений Михель, но конкретных инвесторов не назвал.
В середине января 2013 года «Мечел» перепродал актив, оставив у себя лишь 1,5% акций Ванино. Покупателями выступили три кипрских офшора — Sedmino Investments Ltd, Opern Trade Limited и Travine Traiding Ltd. Доля каждой компании составила 23,68%, сумма сделки не разглашалась.
Кто является бенефициарами кипрских компаний, неизвестно. Однако уже тогда эксперты рынка высказывали версию о том, что это может быть РЖД и позднее порт должен перейти во владение «Российских железных дорог».
Впрочем, Якунин позднее выражал сомнения в том, что правительство разрешит РЖД владеть Ванино. «Моя последовательная заинтересованность заключается не столько во владении портом, сколько в создании совместных структур управления», — заявлял Якунин.
Аналитик Райффайзенбанка Константин Юминов считает, что особого экономического смысла во вхождении РЖД в капитал порта нет. «Разве что с точки зрения контроля конечных точек выгрузки, — рассуждает эксперт. – Но и в этом смысла немного: слишком невелик объем перевалки Ванинского порта по сравнению с объемами перевозок РЖД».
Гендиректор агентства INFOLine-Аналитика Михаил Бурмистров также уверен, что РЖД не будет входить в капитал Ванинского порта. «Инвестиция для «Российских железных дорог» крупная (учитывая стоимость сделки по покупке Ванино) и не соответствующая целевым установкам инвестиционной программы, но опосредованное участие в сделке вполне обоснованно и гарантирует более эффективную реализацию программы развития порта в будущем», — поясняет Бурмистров.
По его словам, фонд «Благосостояние» традиционно инвестирует в железнодорожные и смежные активы. «РЖД интересно развитие портовых мощностей, так как оно автоматически означает рост перевозок и доходов, — говорит эксперт. – Именно поэтому РЖД поддержало приход в Ванино крупного инвестора – компании «Мечел» и ее неназванных партнеров.
По мнению Бурмистрова, в РЖД знали о том, что «Мечел» перепродаст актив и сделка будет структурирована с использованием офшоров.