Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России возбудила дело в отношении ВГТРК по признакам нарушения закона о рекламе при трансляции футбольного матча Бразилия--Россия.
Признаки нарушения служба обнаружила в использовании телекомпанией компьютерного монтажа для распространения рекламы алкоголя во время трансляции матча в прямом эфире с 23.30 мск 25 марта по 1.30 мск 26 марта на телеканалах «Спорт 1» и «Россия 1».
У кромки поля на стадионе Stamford Bridge (Великобритания) телезрители, следившие за матчем из России, то и дело могли увидеть баннеры виски «Вильям Лоусон», водки «Хаски», «Беленькая», «Зеленая марка», пива «Старый мельник» и пива BUD. «Весь матч обсуждали с друзьями не столько игру, сколько водку и виски, — признается один из российских болельщиков. – Рекламы алкоголя было слишком много, намного больше, чем обычно».
«ФАС России пришла к такому выводу, поскольку изучение видеоповторов, а также размещенных в сети интернет фотографий этого матча показывает, что на рекламных стендах стадиона непосредственно во время матча реклама упомянутых алкогольных напитков не размещалась», — уточняется в пресс-релизе службы.
В ведомстве напомнили, что, согласно закону «О рекламе», реклама алкогольной продукции не должна размещаться в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании. Рассмотрение дела назначено на 15 мая 2013 года.
«Юристы нашей корпорации с нетерпением ждут от ФАС обращения и развернутых пояснений по данному вопросу, которых у нас пока нет», — прокомментировали в пресс-службе ВГТРК.
Заместитель председателя коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Владислав Капканов считает, что ВГТРК привлекут к административной ответственности, «так как факт нарушения налицо». «Имеются доказательства в виде фотографий с футбольного матча, опровергнуть которые будет достаточно сложно, — поясняет он. – Вероятнее всего, телеканалу будет назначен материальный штраф».
«Не думаю, что производители алкоголя (а это крупные российские компании, известные на рынке) составили договор о пририсовывании рекламы своей продукции во время матча, — говорит Вадим Дробиз, директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя. – Значит, все риски взяла на себя ВГТРК — ей и отвечать. Причем телевизионщики сделали эту псевдорекламу непрофессионально, раз уж ФАС даже ночью обратила на это внимание».
Представитель Efes (торговая марка «Старый мельник») Кирилл Болматов напомнил, что бренд «Старый мельник» является многолетним спонсором российской сборной по футболу. «И когда матч проходит вне России, мы размещаем рекламу «Старого мельника» на стадионе», — уточнил он. Но Болматов затруднился оперативно пояснить, заказывала ли компания компьютерный монтаж, в результате которого реклама российского пива появлялась на британском стадионе.
Правда, футбольные болельщики видели рекламу российских марок и в матче, где сборная России не играла: необычные для стадиона в Женеве баннеры были замечены 21 марта в игре Бразилия – Италия.
Блогер проекта «Трибуна» (часть Sports.ru) обратил внимание, что на каналах «Россия 2» и «Спорт 1» при показе одного и того же эпизода игры на общем плане и в замедленном повторе у кромки поля появлялись разные баннеры, в том числе «Старый мельник», Coca-Cola, Chevrolet, притом что на повторах оказывались видны оригинальные баннеры, например реклама бразильского пива Brahma. Но тогда же автор поста отметил, что виртуальные баннеры появлялись не только на российских каналах: «ВГТРК ни в чем не обвиняю – я на 100% уверен, что они к этому не имеют никакого отношения, и на 100% уверен, что никакого подвоха здесь нет и все законно», — пояснил он.
РФС стал договариваться о размещении брендов на гостевых играх сборной с зарубежными национальными федерациями, получая возможность рекламировать свой товар на российских каналах, которые показывали матчи главной команды страны. В таких случаях рекламное агентство выкупает у национальных федераций рекламные места, после чего продает их российским партнерам, напоминает «Интерфакс». Впервые такая рекламная кампания была апробирована 1 апреля 2009 года на гостевой встрече с Лихтенштейном: тогда на электронных щитах крутилась водка разных марок. С тех пор сборная провела более 15 матчей в гостях — и все они сопровождались рекламой алкоголя. Рекордной по количеству запрещенной к рекламе в России продукции получилась последняя товарищеская игра сборной с Исландией, состоявшаяся в испанской Марбелье: тогда электронные щиты были заполнены девятью брендами водки.