Законопроект о контрактной системе госзакупок (федеральной контрактной системе — ФКС) был принят в первом чтении в июне 2012 года. Документ заменит действующий с 2006 года 94-й закон о госзакупках.
Второе чтение законопроекта дважды переносилось из-за разногласий между Федеральной антимонопольной службой и Минэкономразвития. Претензии к законопроекту высказывало и главное правовое управление президента.
Во вторник Госдума рассмотрела законопроект во втором чтении. К нему было внесено около 1 тысячи поправок, 463 из которых были рекомендованы к принятию, уточнил депутат Игорь Игошин, возглавляющий рабочую группу по подготовке документа.
Последняя версия законопроекта запрещает проводить торги по упрощенной схеме (без аукциона) в четвертом квартале. «Это сделано для того, чтобы у госзаказчика не было мотива откладывать все закупки на декабрь, а в декабре быстро распределить заказы по укороченной процедуре между своими», — пояснил Игошин.
Изменена статья об антидемпинговых мерах. Вместо требования к исполнителю госзаказа обосновать снижение цены на 25% вводится норма о введении денежного обеспечения по крупным контрактам. Если исполнитель заказа не сможет выполнить его по заявленной цене, денежное обеспечение уходит в доход государства.
Комитет по промышленности предложил предоставлять в системе госзакупок преференции отечественным производителям, а иностранных ограничивать. Сейчас аналогичная норма действует только в сфере ВПК и обеспечения системы безопасности. Норму предлагается расширить на все госзакупки. «Так делают все успешные экономики. И мы не должны стесняться этого», — уточнил Игошин.
Была приведена в соответствие с Гражданским кодексом норма об одностороннем расторжении контракта как со стороны чиновника, так и со стороны подрядчика. На несоответствие ранее указало ГПУ президента. В прежней редакции эта нома давала право чиновнику в случае разовой поставки некачественного товара расторгнуть контракт в одностороннем порядке. На эту норму, как потенциально коррупционную, указывала и ФАС. В результате доработки законопроекта было решено уравнять в правах госзаказчика и поставщика.
Также была доработана норма, позволяющая определять, какой товар является «предметом роскоши» и будет считаться избыточным для госзакупок. После детализации этих двух норм ГПУ согласовало законопроект для принятия во втором чтении.
Один из блоков поправок регулирует цены контрактов. Установлено пять методов определения максимальной цены контракта: нормативный, тарифный, проектно-сметный, затратный и метод сопоставимых рыночных цен. Цена заключаемого контракта, как правило, не меняется во время всего срока его исполнения. Изменение условий контракта не допускается. Если контракт заключается на срок более трех лет и цена контракта составляет более чем 100 млн руб., контракт должен включать в себя график исполнения госзаказа.
Госзаказчик будет обязаны проводить закупки у предприятий малого бизнеса в размере не менее 15% совокупного годового объема закупок, а максимальная цена одного контракта при этом не может превышать 20 млн руб.
Часть поправок касается особенностей закупок в социальном секторе. При закупке лекарственных средств предусмотрена возможность срочного приобретения препаратов без торгов, у единственного поставщика или даже в соседней аптеке. Но во избежание злоупотреблений это предлагается делать в ограниченных объемах.
Еще один блок поправок направлен на повышение прозрачности госзакупок. Например, поставщики будут обязаны раскрывать информацию о конечных собственниках, соисполнителях и субподрядчиках. Вводится обязательное открытие счетов всеми исполнителями — поставщиками госуслуг в одном банке — для отслеживания прохождения денежных средств
Закупки, превышающие 1 млрд руб., будут в обязательном порядке проходить процедуру предварительного общественного обсуждения.
Депутат Александр Потапов пожаловался, что в числе отклоненных оказалась норма о том, что госзаказчик не вправе объединять в одной закупке разнородные товары и услуги — «закупать одновременно самолеты и авторучки», привел он пример, заметив, что это сужает круг потенциальных исполнителей госзаказа и затрудняет его исполнение малым бизнесом. Но против разграничения крупных многопрофильных госзаказов на отдельные лоты, уверял Потапов, выступило Минэкономразвития.
Игошин в ответ пояснил, что эта поправка учтена, но не в тех статьях, на которые ссылается Потапов.
Собеседники «Газеты.Ru» в Минэкономразвития сообщают, что в скором времени будет подготовлен список товаров премиального сегмента (средства связи, мебель, автомобили, вертолеты и тому подобное), допустимых для госзакупок. «Вертолет для губерантора, например, Тульской области — это, наверное, роскошь, а вертолет в необъятном Красноярском крае — насущная необходимость», — пояснил «Газете. Ru» заместитель директора департамента по развитию ФКС Максим Чемерисов.
Какой автомобиль будет разрешено закупить по контрактной системе для министра, а какой для губернатора, будет определяться либо в натуральной форме (с указанием марки и модели), либо в ценовой — с указанием предельной цены покупки.
В ФАС сообщили, что все имевшиеся ранее разногласия с Минэкономразвития относительно законопроекта устранены. Но это не означает, что закон полностью устраняет коррупционные риски. «Понадобится создание и согласование подзаконных актов, которые со временем сгладят недостатки системы государственных закупок и оптимизируют работу всех участников размещения заказа», — сообщили в антимонопольном ведомстве.
Участники рынка сдержанно приняли последнюю версию законопроекта. «Создание реально работающей контрактной системы займет не один год. Предстоит принятие множества подзаконных актов. Вот тогда и посмотрим, как все это будет работать на практике», — говорит Сергей Габестро, генеральный директор торгового портала Fabrikant.ru.
Председатель совета директоров электронной площадки B2B-Center Александр Бойко указывает на существенное отличие законопроекта о ФКС от действующего закона о госзакупках: добросовестный заказчик получает гораздо более широкий закупочный инструментарий по сравнению с тем, что имеется сейчас.
Кроме того, ко второму чтению некоторые нормы стали более жесткими в отношении госрасходов. В случае если электронный аукцион признан несостоявшимся, заказчик будет обязан провести повторный аукцион. Заключение контракта с единственным поставщиком допускается, только если повторный аукцион признан несостоявшимся.
«В предыдущей версии поправок госзаказчик имел право заключить прямой контракт сразу после объявления торгов несостоявшимися. Порой он специально делал так, чтобы торги не состоялись. Сейчас заказчик, даже если торги не состоялись, обязан провести повторные торги по установленным законом правилам и только после этого получает право прямой закупки», — говорит Бойко, отмечая, что эта норма делает закупочные процедуры более конкурентными.
Один из участников рынка оценил законопроект как коррупционноемкий. «Чиновники получают право расторгать заключенный публично контракт. Вводится двухэтапность конкурсов с условием, что во второй этап попадут только участники первого этапа, остальные не допускаются, а это взятки», — говорит участник рынка.
Предполагается, что закон о ФКС в ступит в силу с 1 января 2014 года.