Компания «Скартел» (бренд Yota) заключила договоры с «Мегафоном» и «Мобильными телесистемами» (МТС) на более благоприятных условиях, чем с другим компаниями, пришли к выводу в Федеральной антимонопольной службе (ФАС). Ведомство возбудило дело по признакам нарушения закона «О защите конкуренции».
«Мы считаем, что выражение готовности «Скартел» на предоставление инфраструктуры радиодоступа на условиях менее благоприятных, чем в рамках уже заключенных с «Мегафон» и «МТС» договоров, ставит в неравное положение потенциальных пользователей инфраструктуры радиодоступа сети связи стандарта LTE, и, соответственно, создает дискриминационные условия», — сказал начальник Управления контроля транспорта и связи ФАС России Дмитрий Рутенберг.
У Yota есть частотный ресурс, позволяющий построить сеть LTE в 170 городах России, в том числе и в Москве. В августе 2012 года «Скартел» опубликовал условия, на которых он будет предоставлять доступ к сети LTE сотовым операторам: нужно выплатить $150 млн до 2014 года в случае, если оператор намерен использовать сеть LTE от Yota везде, где она будет запущена, второй вариант — $50 млн за использование инфрастурутуры в Центральном федеральном округе, третий — $20 млн за каждый округ, кроме центрального.
«Вложения в сетевую инфраструктуру Скартела превысили $400 млн. При этом строительство сети еще далеко от завершения. Требование гарантированного объема бизнеса обусловлено необходимостью загрузки операторами сети «Скартела» для обеспечения окупаемости инвестиций в приемлемые для отрасли сроки (5-7 лет). При этом сумма в $150 млн в включает в себя предоплаченный трафик до 2014 года из расчета 4720 рублей за Мбит/сек, — говорит управляющий директор «Скартел» Егор Иванов. — Выдвигаемые нами коммерческие условия диктуются реальной экономикой построения федеральных сетей LTE. Затраты операторов на создание собственных сетей превысили бы предлагаемые Скартелом условия гарантированного объема бизнеса в несколько раз».
Но в ФАС уверены, что условия «Скартела» создают препятствия для доступа на рынок оказания услуг связи в стандарте LTE.
В марте 2011 года операторы «большой тройки» (МТС, «Вымпелком» и «Мегафон») и государственный «Ростелеком» договорились о создании LTE-консорциума на базе Yota. Соглашение предусматривало создание совместного предприятия для развития сетей связи четвертого поколения (4G) на условиях совместного использования инфраструктуры Yota и вхождения в капитал ООО «Скартел» равными долями. Договор был подписан в присутствии премьер-министра Владимира Путина.
Но летом 2012 года 100% «Скартела» и более 50% акций российского оператора «Мегафон» перешли в холдинг Garsdale, в рамках которого были консолидированы телекоммуникационные активы «АФ Телеком Холдинг» предпринимателя Алишера Усманова и Telconet Capital Сергея Адоньева.
ФАС одобрила сделку только при условии, что другим операторам сотовой связи будет обеспечен доступ к сети LTE на равных условиях.
Договор с «Мегафоном» был заключен задолго до предписания ФАС, а договор с МТС носил временный характер, говорит Иванов. «Мы не согласны с претензией ФАС, что предоставление инфраструктуры радиодоступа «Мегафону» и МТС на условиях, отличающихся от условий опубликованного публичного предложения, носит дискриминационный характер по отношению к другим операторам. Во-первых, договор с «Мегафоном» был заключен задолго до предписания ФАС, а именно в феврале 2012 года, и, естественно, не подлежит изменению в одностороннем порядке. Во-вторых, «Мегафон» в рамках своей сделки предоставляет свою инфраструктуру для строительства объектов связи «Скартела», то есть сделка комплексная, и содержит в себе такие встречные обязательства со стороны «Мегафона», которые не смог бы взять на себя ни один из операторов, — говорит он. — А договор с МТС носил временный характер, на период технического тестирования сети LTE в Казани. Мы стремимся к подключению как можно большего количества операторов и полностью выполняем предписание ФАС».
В «Скартел» рассчитывают, что акционеры проголосуют за изменение договора с «Мегафоном». «Мы сотрудничали и готовы дальше сотрудничать с ФАС, но любая сделка со «Скартелом» — сделка с заинтересованностью. Мы надеемся, что незаинтересованные акционеры проголосуют за изменения к договору, которые приведут в соответствие договор «Мегафона» с информационным сообщением «Скартела», говорит гендиректор Garsdale Иван Стрешинский, — На самом деле, основной вопрос заключается в наличии гарантированного объема бизнеса, которое продиктовано не намерением сократить число пользователей сети «Скартелa», и тем самым ограничить конкуренцию, а наоборот, стремлением обеспечить свободу экономической деятельности и создать условия для развития передовых технологий на федеральном уровне путем получения своевременного финансирования капитальных и операционных затрат. Кроме того, гарантированный объем бизнеса стимулирует операторов активнее распространять услуги LTE среди своих абонентов, что на стадии строительства инфраструктуры и становления технологии чрезвычайно важно для успешного развития LTE в России».
Решение ФАС — первый прецедент в отношении сотовых операторов в России, говорит управляющий партнер юридической фирмы Lidings Андрей Зеленин. «Дальше ситуация будет развиваться двумя путями: компании может быть выдано предписание об устранении нарушения и «Скартел» должна будет предоставить всем равные условия сотрудничества, либо будет выписан штраф, — говорит он, добавляя, что ФАС необходимо будет доказать факт нарушения.