Украинская газотранспортная система может быть передана в аренду, заявил президент Украины Виктор Янукович. «Скорее всего, мы трубу не будем продавать никому, скорее всего, она останется в государстве. Возможно, на тех условиях, которые мы видим, эта труба будет передана в аренду таким образом, чтобы арендной платы хватало на содержание этой ГТС», — сказал он в пятницу, в ходе телеэфира «Диалог со страной».
Решение по ГТС, по словам Януковича, не будет приниматься кулуарно. В настоящее время оно прорабатывается, украинские власти рассчитывают окончательно решить этот вопрос до конца первого полугодия текущего года.
При этом Янукович заявил, что создание консорциума по управлению ГТС не является конечной целью. «Цель — не консорциум, цель — оптимальное использование действующей ГТС, участок которой есть и на Украине», — пояснил президент.
В «Газпроме» комментировать заявления Януковича отказались.
В начале февраля источники сообщали, что «Газпром» и «Нафтогаз Украины» договорились о создании двустороннего консорциума, который будет управлять газотранспортной системой, но не будет ею владеть. Но в четверг министр энергетики и угольной промышленности Украины Эдуард Ставицкий заявил, что переговоры о консорциуме ведутся не только с Россией, второй возможный партнер — Евросоюз. Такая идея уже неоднократно озвучивалась ранее, но ни одна из европейских компаний этим вариантом не заинтересовалась.
Условия использования газотранспортной системы Украины — аргумент в споре Киева и Москвы о ценовой политике российского «Газпрома». В пятницу Янукович заявил, что Украина значительно продвинулась в переговорах с Россией по газу и надеется на скорейшее достижение компромисса в вопросе газовой цены.
Окончательного решения, по словам украинского президента, пока нет. Янукович отметил, что Киев рассчитывает на компромисс. «Я считаю, что нам реально возобновить вместе с Россией нормальные отношения в газовой сфере, и мы над этим работаем. Мы не теряем надежду, — заявил президент. — Нам нужно думать, как эксплуатировать газотранспортную систему, и, кроме России, нам никто не даст гарантии прокачки определенных объемов газа».
Украина уже несколько лет пытается добиться пересмотра условий поставок российского газа. Действующие газовые контракты до 2019 года были заключены еще в 2009 году Юлией Тимошенко, тогда премьер-министром Украины. Но в них цена газа привязана к мазуту и газойлю с ориентиром на рынок Италии, один из самых дорогих в Европе, что не устраивает власти Украины.
Россия согласна пойти на снижение цены для Украины, но лишь в случае, если страна предоставит российскому «Газпрому» доступ к своей газотранспортной системе или вступит в Таможенный союз. Украина долго не соглашалась ни на то ни на другое. В соглашении по консорциуму вопрос вступления в ТС уже не рассматривается.
«Цена на газ является одним из самых важных вопросов. Она для Украины самая высокая в мире. Мы платим за газ $520—530 за 1 тысячу кубометров и несем убытки ежемесячно в районе $500 млн», — указал в пятницу Янукович.
Из-за высокой цены российского газа Киев попытался сократить его потребление. По контракту Украина должна закупать 52 млрд кубов в год, но в середине июня 2012 года «Нафтогаз Украины» подал заявку на 2013 год лишь на 27 млрд кубометров, а в ноябре опустил планку до 20 млрд кубометров. Но по действующей договоренности Украина может снизить объемы только до 33 млрд кубометров, иначе «Газпром» имеет право потребовать компенсации плюс штрафные санкции. Требования по этому поводу «Газпром» предъявил в конце января, российская монополия выставила Украине счет на $7 млрд за невыбранный газ.
На сегодняшний день «Газпром» дал скидку на газ для всех своих европейских контрагентов (за счет снижения цены задним числом «Газпром» в прошлом году списал 133 млрд рублей, общий объем выплат эксперты рынка оценивают более чем в $10 млрд), кроме германской RWE, литовской Lietuvos dujos и украинского «Нафтогаза». Первые две компании судятся с «Газпромом».
Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов отмечает, что присутствие европейских концернов в консорциуме сделало бы эту идею привлекательней — Евросоюз выступил бы в качестве дополнительного гаранта. «Но помимо того, что идея не заинтересовала компании, сторонняя позиция идеальна для Брюсселя: в случае форс-мажора будет виновата либо Украина, либо Россия, но не Европа», — поясняет эксперт.
Аренда ГТС будет интересна России лишь в случае заключения долгосрочного договора без права его расторжения. «Газпром» не собирается получать коммерческую выгоду от использования украинских труб, важно снижение рисков, утверждает Симонов.
Эксперт оценивает заявления Киева как попытку маневрировать в газовых переговорах с Россией. «Смесь блефа и громких заявлений давно стала визитной карточкой Украины», — говорит глава ФНЭБ.
С долгосрочной арендой газотранспортной системы возникнут сложности. В марте прошлого года украинская оппозиция предложила законопроект реорганизации «Нафтогаза», где был прописан запрет на аренду ГТС. Оппозиционные фракции считают, что передача ГТС в бессрочную аренду фактически означает приватизацию ключевого для экономики актива. Позднее этот проект был принят в первом чтении.
«Законодательство Украины на сегодняшний день запрещает аренду, приватизацию или передачу в концессию ГТС, — подтверждает украинский независимый эксперт в области энергетики Владимир Сапрыкин. — Изменить законодательство в принципе реально, но сделать это будет весьма сложно: властям придется объяснять выгоды арендной схемы, основания перехода на нее и т. д.».
Но делать это, по мнению Сапрыкина, придется. Эксперт напомнил, что транзит российского газа через украинскую территорию падает, а его цена для Украины не пересмотрена. «Нужно предпринимать какие-то шаги. Я считаю, что допустима и приватизация ГТС с привлечением «Газпрома» и европейских инвесторов. Однако контрольный пакет должен оставаться у государства», — говорит Сапрыкин.