«Транснефть» требует отставки руководства Новороссийского морского торгового порта (НМТП). Об этом в понедельник заявил первый вице-президент нефтепроводной монополии Максим Гришанин. «Мы считаем, что менеджмент не справился с поставленными задачами, — пояснил он. — Решения совета директоров не выполнялись».
НМТП с долей 50,1% акций контролирует компания Novoport Holding (совместное предприятие на паритетной основе «Транснефти» и группы «Сумма» Зиявудина Магомедова). Вторым по величине доли акционером является Росимущество (20%). Еще 5,3% приходится на долю компаний из структуры «Российских железных дорог». Остальные акции находятся в свободном обращении.
О претензиях «Транснефти» к гендиректору НМТП Радо Анатоловичу и председателю совета директоров Марату Шайдаеву, которые представляют «Сумму», трубопроводная монополия сообщала на прошлой неделе.
Информация о противоречиях между акционерами появились на фоне резкой критики главы госкомпании «Курорты Северного Кавказа» Ахмеда Билалова (двоюродный брат Зиявудина Магомедова) со стороны президента России Владимира Путина и отказе генподрядчика строительства железной дороги Кызыл-Курагино от работы со связанной с Магомедовым компанией «Стройновация».
Временным генеральным директором порта госкомпания предлагала назначить главу «Транснефть-сервиса» Сергея Киреева, Гришанин, согласно предложению «Транснефти», должен возглавить совет директоров порта.
В понедельник представитель «Транснефти» Игорь Демин подтвердил «Газете.Ru», что речь идет о замене Радо Анатоловича.
Гришанин уточнил, что недовольство «Транснефти» вызвано невыполнением инвестиционной программы, неудовлетворительным техническим состояние порта, крупным долгом НМТП и участием в цепочке поставок компаний-посредников.
В прошлом году, по данным монополии, объем инвестиций в модернизацию нефтетерминала Шехсарис был запланирован на уровне 747 млн рублей, но было вложено 152 млн рублей. «И нельзя сказать, что в порту нет денег», — подчеркнул Гришанин.
Демин добавляет, что деньги были перечислены, но «сделано практически ничего не было».
Также, по словам Гришанина, в 2012 году руководство порта усилило активность по перераспределению грузооборота между экспедиторами.
«Грузы переваливаются через сеть агентов, когда они экспедиторы — еще можно понять, когда экспедитором и грузовладельцем становится одно и тоже лицо — нам уже сложно понять», — отметил Гришанин. Получается, что грузы продаются на подходе к порту, и в результате реальные грузовладельцы предпочитают переваливать свои грузы через другие порты.
«Например, есть компания «С-Транс», которая одновременно выступает и грузовладельцем, и экспедитором», — рассказывает Демин. Из-за слишком активного участия таких посредников грузооборот НМТП в 2012 году вырос лишь на 1,2%, в то время как другие порты в среднем демонстрируют рост выше 5%.
Долг порта с $94 млн в 2013 году вырос почти в шесть раз – до $584 млн. По словам Демина, эта сумма почти равна EBITDA (прибыль до уплаты налогов компании) компании за 2012 год — $589 млн. Также «Транснефть» не понимает, каким образом при снижении прибыли дочерних предприятий порта растут их дивидендные выплаты.
Росимущество отказалось от комментариев, в РЖД на запрос не ответили.
Гендиректор НМТП Радо Антолович, в свою очередь, заявил, что «Транснефть» конкретных претензий менеджменту не предъявляла.
«Действующая команда менеджеров полностью выполняет все поручения совета директоров, — заявил Антолович. — Я прекрасно понимаю интересы руководства «Транснефти», у них есть стратегические активы – Шесхарис и Приморск. В группе НМТП есть активная рабочая группа по взаимодействию с «Транснефтью», и мы работаем в этом направлении». По словам гендиректора, если будут официальные претензии, то совет директоров оценит результат работы менеджмента группы и, если понадобится, вынесет вопрос на рассмотрение акционеров.
Глава агентства Infranews Алексей Безбородов рассказывает, что «Транснефть» сама целенаправленно снижает загрузку терминалов Шесхарис и Приморский. В частности, при мощности в 60 млн тонн Шесхарис переваливает лишь 40 млн тонн. «Владеющая сетью терминалов по всей России «Транснефть» варьирует поставки в зависимости от собственных интересов и пожеланий нефтяников, но из-за этого снижается доходность НМТП», — поясняет эксперт. Безбородов предупредил, что потенциальный конфликт акционеров может оказать негативное влияние на реализацию планов НМТП.