«Кто не рискует, тот не выигрывает — как меняются представления о российском бизнесе за рубежом», — исследование с таким названием провел Economist Intilligence Unit по заказу «Русала» на основе опроса 195 зарубежных топ-менеджеров крупных компаний.
Иностранные руководители испытывают «смешанные впечатления» от российских партнеров, следует из его результатов: с одной стороны, партнерство в 74% случаев оправдало ожидания, с другой — при наличии выбора респонденты предпочли бы иметь дело с индийскими, китайскими или бразильскими предпринимателями, а не с россиянами.
Основные препятствия для работы с российскими партнерами — плохое знание иностранных языков (эту причину назвали 36% опрошенных), административные барьеры и бюрократия (32%) и коррупция (28%). Также иностранцы жалуются на неэффективное руководство, слабое корпоративное управление, непрозрачные юридические процедуры и постоянные срывы сроков.
Настороженность у иностранных бизнесменов вызывают и другие традиционные российские особенности, рассказали иностранцы в ходе «круглого стола», посвященного обсуждению исследования. По словам председателя восточного комитета германской экономики Эрхарда Кордеса, это сомнения по поводу реализации в России реформ и инновационной политики, опасная зависимость от нефти и газа, слабое развитие среднего и малого бизнеса, плохие связи между разработками и реальным наукоемким производством, а также усложнение правил визового режима для иностранных предпринимателей.
Политических рисков для крупных инвестиций опасаются 44% опрошенных, а в то, что росту российской экономики будет мешать отсутствие реформ, верят 46% респондентов, показал опрос.
Правда, в реальности российский бизнес гораздо лучше, чем представляют его на Западе, уверен Кордес.
Бороться со стереотипами позитивной пропагандой России предложил представивший исследование совладелец «Русала» Олег Дерипаска. Из-за «негативных мифов» российский бизнес очень недооценен за рубежом и инвестиционная привлекательность Индии и Китая все еще гораздо выше, посетовал он.
Иностранцы «преувеличивают связь бизнеса и государства» в России, надо с помощью «личного взаимодействия», «личных отношений» и «конкретных примеров» рассказывать им, как происходит у нас принятие решений, призвал Дерипаска, несколько лет назад подтвердивший свою готовность отдать по первому сигналу свой бизнес государству и недавно пригласивший в качестве главы совета директоров «Русала» близкого президенту Владимиру Путину бывшего разведчика Штази Матиаса Варнига.
Данные EIU подтверждают, что иностранцы связывают с Россией большие надежды. Судя по полученным данным, 39% респондентов верят, что в ближайшее десятилетие Россия может стать крупнейшим по объему рынком Европы. А 37% считают, что страна станет основной экспортной платформой для Европы и Азии, тогда как в серьезное отставание России от других развивающихся стран верят менее половины опрошенных.
По данным исследования, объемы прямых инвестиций из России и в Россию постепенно восстанавливаются. В 2012 году объем иностранных инвестиций в Россию составит $50 млрд, из России — $41 млрд. Правда, большая часть последних приходится на вложения в недвижимость и уход от уплаты налогов и лишь треть составляют корпоративные вложения.
Результаты исследования подтвердили, что по-прежнему большим преимуществом в России является доступ к энергетическим (67%) и финансовым (46%) ресурсам, а также технологическим возможностям (49%).
«Иностранцы через инвестиции в российские компании в первую очередь обеспечивают себе возможность доступа на российский рынок», — считает управляющий партнер фонда Altera Capital Кирилл Андросов. Хотя многие прежние преимущества работы в России постепенно сходят на нет: внутренняя цена на газ примерно соответствует ценам Восточной Европы, цены на оптовом рынке электроэнергии выше американских, дорожает и рабочая сила, отметил он. По словам Андросова, сейчас удачное время для российских инвестиций в зарубежные европейские компании, но россиян там плохо знают: частных публичных компаний немного, да и российских топ-менеджеров, управляющих глобальными компаниями, всего «несколько человек».