Авиакомпания «Трансаэро» лидирует по количеству используемых допусков на международные линии: перевозчик выполняет рейсы по 96 маршрутам из 154 выданных Росавиацией (62%). На последнем месте компания «Таймыр» — 6 маршрутов из 86 полученных (7%). Меньше всего допусков у «Газпромавиа» — их два, но по одному из них авиакомпания выполняет полеты, так доля используемых допусков близка к показателю «Аэрофлота». Крупнейший российский перевозчик использует полученные от Росавиации допуски на 52%: «Аэрофлот» выполняет полеты по 81 маршруту из 156 имеющихся (в октябре гендиректор компании Виталий Савельев сообщил президенту Владимиру Путину, что компания готова отказаться от монополии на 34 рейса за рубеж).
У «ВИМ-авиа» 65 допусков, используются 17 (26%). Наибольшее количество прав за «Уральскими авиалиниями» — 230, но перевозчик летает по 85 (37%). «Сибирь» из 112 допусков использует 57 (51%), «Якутия» из 60 — 11 (18%), «Татарстан» из 62 — 9 (15%), «Кубань» из 35 прав реализует 6 (17%), а компания «Ямал» из 42 — 10 (24%).
Данные опубликованы на сайте Росавиации. На них должны опираться члены межведомственной комиссии при распределении новых международных маршрутов. В таблице приводится информация только по 11 авиаперевозчикам. Это компании, претендовавшие на новые допуски, решение по которым Росавиация выставляла на голосование. В частности, эксклюзивный маршрут Москва — Базель (Швейцария) хотели получить «Аэрофлот», «Ямал», «Сибирь» и «Газпромавиа». Результаты рассмотрения заявок от перевозчиков не раскрываются. «Заседание комиссии состоялось вчера, 28 ноября; результаты будут известны позднее», — пояснили в Росавиации.
Ведомство публикует таблицу критериев для голосования впервые, но документ составлен по приказу Минтранса, утвержденному в 2008 году. Отбор на рейсы проходит по шести параметрам. Например, по регулярности перевозок. Так, согласно статистике Росавиации, самый высокий процент рейсов, выполненных без задержек, показала авиакомпания «Сибирь» (98,31% вылетов вовремя). Самый слабый показатель у «Кубани» (без задержек отправлены 85,49% рейсов).
Еще один критерий — план перевозчика по эксплуатации маршрута: подавая заявки к нынешней комиссии, все компании указали, что будут использовать допуски со 100-процентной эффективностью. Но данные Росавиации свидетельствуют о другой практике. «У всех авиаперевозчиков разрешений больше, чем реальных рейсов. Про запас, — пояснил источник в одной из компаний. — Например, у «Уральских авиалиний» есть права на Дублин, но в Дублин не летают, так как не могут чисто физически: в их парке нет дальнемагистральных самолетов».
55% рынка международных авиаперевозок делят между собой топ-5 российских авиакомпаний: «Аэрофлот» (28%), «Трансаэро» (14,3%), группа S7 (4,4%), «Уральские авиалинии» (4,3%) и «ЮТэйр» (4%). Об этом говорит статистика Транспортной клиринговой палаты за первые 9 месяцев 2012 года (данные представила вице-президент ТКП Марина Букалова на недавней конференции «Маркетинг авиатранспортных услуг»). Еще 31,4% закреплены за иностранными перевозчиками. Несмотря на либерализацию международного авиасообщения, которая активно ведется в последний год, особых изменений в структуре перевозок за рубеж не зафиксировано. Российские компании увеличили долю в этом сегменте на 3%, но за счет уменьшения доли иностранных компаний и вытеснения менее устойчивых российских конкурентов.