Акции «Ростелекома» продолжают падать: на фоне роста индекса РТС на 1,3% бумаги государственного оператора связи снижаются на 1,26% и стоят 109 рублей за 1 обыкновенную акцию (19 ноября бумага стоила более 122 рублей). В среду они подешевели почти на 5%, до 110,39 рубля.
Снижение стоимости акций «Ростелекома» может привести к margin calls у крупнейшего миноритария оператора — совладельца фонда Marshall Capital Константина Малофеева. Практика кредитования под залог акций предполагает, что при достижении нижней границы стоимости бумаг банки, у которых в залоге находятся акции компании по кредитам, могут запросить немедленно погасить кредит, в противном случае эти акции переходят к кредиторам.
Для скупки бумаг «Ростелекома» структуры Малофеева привлекали средства Газпромбанка, также, по данным участников рынка, сам банк скупал бумаги в интересах Малофеева.
По данным источника «Интерфакса», margin calls по займам Marshall Capital, которому принадлежат около 10% «Ростелекома», могут наступить при снижении цены обыкновенных акций оператора до 105 рублей. То есть на 3,4% с текущего уровня.
За месяц бумаги компании потеряли более 10%.
В Marshall Capital заявляют, что «ни о какой ликвидации позиции, т.е. продаже пакета из-за margin calls речи не идет». «Мы видим, что ведется целенаправленное давление на акции «Ростелекома» — возможно, кто-то ведет игру на понижение. Очевидно, что себе в убыток. От падения капитализации «Ростелекома» теряют все акционеры и, в первую очередь, главный акционер — государство», — сообщает компания.
Масштабное падение стоимости акций «Ростелекома» спровоцировали допросы Малофеева и главы госоператора связи Александра Провоторова (ранее выступал деловым партнером Малофеева и возглавлял Marshall Capital) по делу о хищении у «ВТБ Капитала» около $230 млн в 2007 году. Деньги банк выдал компании «Руссагропром» на покупку девяти молочных заводов у группы «Нутритек», управлявшейся тогда структурами Marshall Capital. Позже в госбанке заявили, что «Руссагропром» не вернул ВТБ кредит, а стоимость предприятий при продаже была завышена.
«ВТБ Капитал» настаивал, что «Руссагропром» и владельцы «Нутритека» аффилированы и целенаправленно предоставили в банк недостоверную информацию о залогах. В начале августа по иску инвестбанка Высокий суд Лондона принял решение заморозить активы Малофеева, обеспечительные меры по этому иску пока не сняты. Аресты на активы Малофеева, в том числе пакет акций «Ростелекома», накладывали также суд Каймановых островов и суд Британских Виргинских островов.
В рамках расследования дела в России 20 ноября сотрудники правоохранительных органов провели обыски в домах Малофеева и Провоторова. Малофеев расценил действия правоохранительных органов по делу «Нутритека» как давление на руководство «Ростелекома». По его мнению, привлечение Провоторова к делу в качестве свидетеля говорит о намерении оказать давление на главу госоператора.
Обыски у Провоторова проходили на фоне обсуждения возможной смены руководства «Ростелекома». Минкомсвязи, критиковавшее работу оператора, предлагало назначить на должность президента вместо Провоторова руководителя «Связьинвеста» Вадима Семенова.
Инициативу о смене топ-менеджмента оператора поддержали Минэкономразвития и Росимущество. Но правительство должно согласовывать смену менеджмента госкомпаний с администрацией президента — такое распоряжение подписал в июле президент России Владимир Путин. Эта директива не согласована.
Источник в отрасли связал конфликт «не с желанием сместить Провоторова, а с возможным намерением лишить Малофеева статуса акционера «Ростелекома».
«Есть Малофеев как младший партнер, назначенный государством ответственным за эту компанию с 2009 года. Есть Провоторов, который является его доверенным партнером. Летом была достигнута договоренность, что уход Малофеева произойдет согласованно и без силовых методов. Но у премьер-министра появилась своя точка зрения, которая не полностью совпадает с точкой зрения президента», — утверждает источник.
Александр Герчик, управляющий директор УК «Финам», вспоминает «очень большие продажи — в 3,5—4 раз больше среднего» в среду: «Проторговано 1,4 млн бумаг. Был пробит уровень ноябрьской поддержки в 114 рублей. Во вторник объем был чуть выше среднего. Средний объем бумаг — 300—400 тысяч в день».
По словам другого трейдера, для того чтобы продавить рынок, нужно «либо много денег, либо отсутствие покупателей: если бумагу продавать на неактивном рынке, ее цена быстро пойдет вниз».
Крупными миноритариями «Ростелекома» помимо Малофеева выступают структуры Сулеймана Керимова. «По этим вопросам мы воздерживаемся от комментариев», — ответили «Газете.Ru» в компании «Нафта-Москва», управляющей активами предпринимателя, на вопрос, продолжает ли Керимов владеть бумагами «Ростелекома».
Андрей Гриценко, гендиректор «Капиталъ управление активами», говорит, что «не видит крупного продавца»: «Мелкие напуганы и пытаются продать, плюс общее настроение на рынке негативное, но теории заговора не витают».