— 6 октября в Венецию прибыл SSJ-100 с заводским номером 95023 для мексиканской компании Interjet. Что дальше с ним будет происходить?
— Мы уже готовы к работе с самолетом. Как вы видите, салон сейчас пустой. В соответствии с пожеланием заказчика мы установим на нем интерьер в стиле, разработанном итальянской дизайнерской группой Pininfarina. Некоторые компоненты интерьера нами уже получены. Кресла, например, уже сделаны. Сейчас мы ждем от поставщика багажные полки и боковые панели. И мы работаем над сертификацией интерьера – дополнение к сертификату типа EASA-STS.
Мы должны обеспечить поставку самолета заказчику в марте 2013 года. На первый взгляд может показаться, что у нас довольно много времени, но для всей той работы, которая нам предстоит, особенно по сертификации, это не так много. К тому же это первый самолет. Мало того, что мы должны провести сертификационные мероприятия, все-таки надо не забывать, что все рабочие, которые задействованы в процессе, делают свой первый самолет. Они в начале прохождения обучения. Так что март – очень жесткий график, но я все-таки рассчитываю, что мы этот график выполним.
— В перспективе – с последующими самолетами – как быстро будет происходить процесс установки салона и покраски машины?
— Три месяца. Мы планируем, что здесь (в ангаре SJI в Венеции. — «Газета.Ru») у нас будет три самолета в работе одновременно. И мы должны выйти на режим поставки заказчику одного самолета в месяц.
— Когда закроете заказ для Interjet?
— В 2013 году девять самолетов будет поставлено заказчику и 11 самолетов в 2014 году.
— Насколько вы готовы к послепродажному обслуживанию?
— Мы уже начали тренировать персонал Interjet – инженеров и техников. До конца года получим первый комплексный пилотажный тренажер (FFS) для подготовки пилотов. Уже в январе 2013 года сможем готовить пилотов Interjet в нашем тренажерном центре. Но, чтобы быть точным, мы уже обучаем пилотов Interjet в Париже, у Tales там есть тренажер, и мы используем его, чтобы не терять время.
— А обслуживание по запчастям?
— Мы делаем глобальную систему послепродажного обслуживания. Мы работаем с «Армавиа». Конечно, когда речь идет об «Аэрофлоте», действуем через «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС). Система работает, и ничто не мешает нам сразу после поставки начать обслуживание и Interjet.
— Но запчасти придется поставлять в Латинскую Америку. Какое закладывается время на решение проблемы от момента ее возникновения?
— Все зависит от того, насколько сложная проблема. Если ситуация, что называется «самолет на земле», требуется замена детали, то мы планируем поставлять запчасти в режиме 24 часа с момента звонка. Мы немедленно отправим необходимую деталь со склада во Франкфурте или в Москве. Но, так как речь идет об Interjet, о первом американском заказчике, мы планируем открыть склад во Флориде. Так, безусловно, будет быстрее.
— Сейчас у SJI два заказчика – Interjet и швейцарская Comlux с заказом на Sukhoi Business Jet? Когда ждете новых заказов?
— Мы разговариваем со многими компаниями, но я предпочитаю не раскрывать ход переговоров, пока не подписано соглашение о намерениях.
— Интересен ли SSJ европейскому рынку?
— Весь рынок SSJ-100 мы совместно с ГСС оценили примерно в 800 самолетов. Европейский рынок, по нашим расчетам, потенциально от 100 до 160 самолетов.
— Но конкуренция жесткая?
— Да, сложно, конечно. Но мы любим трудные вещи. И уверен, вместе с русскими мы придем к успеху.