Объем российского интернет-рынка в 2011 году вырос на 33%, до 553,79 млрд рублей, а по итогам 2012 года может увеличиться на 30%, до 717,9 млрд рублей, говорится в исследовании «Экономика Рунета-2011—2012», подготовленном российской ассоциацией электронных коммуникаций (РАЭК) и национальным исследовательским университетом Высшей школы экономики при поддержке Google, Mail.ru Group, Ozon и Fast Lane Ventures.
В ходе исследования были оценены масштабы и динамика развития 11 рынков рунета, некоторые были оценены впервые.
Объем ритейла в сети в 2011 году вырос на 30%, до 309,4 млрд рублей. В РАЭК прогнозируют, что этот сегмент рынка вырастет на 27% в 2012 году. Электронные продажи могли бы расти и быстрее, но отсутствие на рынке крупных игроков сдерживает развитие, считает основатель исследовательского агентства, специализирующегося на рынке электронной коммерции, Data Insight Федор Вирин.
«Самый крупный розничный игрок составляет 2% от этого рынка, — говорит он. — В большинстве стран мира крупнейшие игроки — 2—3, иногда 4 — занимают совместно десятки процентов рынка. Это плохо, потому что крупные компании формируют рынок — создают инфраструктуру, определяют правила, насыщают рынок деньгами». В исследовании отмечается, что рынок онлайн-ритейла будет расти и в ближайшее время войдет в стадию зрелости, но пока это один из наиболее привлекательных для инвестиций сегментов.
Объемы электронный платежей выросли на 34%, до 166,7 млрд рублей, РАЭК прогнозирует рост сегмента в 2012 году на 32%. В России этот рынок уже стал зрелым, а жесткое регулирование со стороны правительства, а также низкая финансовая грамотность населения мешают увеличению количества электронных платежей, отмечается в исследовании. Несмотря на то что этот рынок в России пока растет, около 80% от общего объема приходится на трех игроков — «Яндекс.Деньги», Web Money и Qiwi.
Продажи электронного контента и игр в интернете выросли на 26%, до 8,24 млрд рублей. В России все больше людей готовы платить за легальный контент, но рынок все равно остается достаточно небольшим по сравнению с остальными сегментами интернета, говорится в исследовании. «Видео и музыка — интересные направления, но в России еще не до конца понятно, где там бизнес, потому что видео и музыка требуют серьезных инвестиций, а отдача пока не очень высокая, в том числе из-за повсеместного пиратства», — говорит руководитель цифровых продаж интернет-магазина Ozon.Ru Михаил Осин.
Рынок поисковой оптимизации вырос на 18%, до 8,56 млрд рублей, рынок маркетинга в социальный сетях вырос на 43%, до 2,98 млрд рублей, видеорекламы вырос на 53%, до 0,8 млрд рублей, медийной рекламы — на 41%, до 15,83 млрд рублей, контекстной рекламы — на 53%, до 24,24 млрд рублей.
По оценке АКАР, в первом полугодии 2012 года, рынок интернет-рекламы вырос на 45%. «Не исключено, что во втором полугодии показатели будут ниже: сейчас мы наблюдаем тенденцию к замедлению темпов роста, в основном это касается традиционных форматов онлайн-рекламы, — говорит генеральный директор Gazprom-Media Digital Наталья Дмитриева. — При этом одним из драйверов роста для сегмента медийной интернет-рекламы становится реклама, размещаемая в онлайн-видео».
Но большой конкуренции на рынке пока нет: аудитория только начинает переходить с традиционного телевидения на интернет-площадки. «На рынке пока есть место всем, не могу сказать, что есть сильная конкуренция. Проще говоря, все мы конкурируем с телевизором. Мы надеемся, что продажи рекламы по ТВ и в интернете как-то объединятся, — говорит и аккаунт-менеджер Google Николай Антонов. — Для телеканалов рано или поздно встанет вопрос: какая дистрибуция для них больше приносит прибыли — эфир или интернет. Понятно, что это не произойдет через два года и интернет никогда не перерастет тот охват, который есть у телевидения в нашей стране».
Вместе со снижением капитализации Facebook тают на глазах и перспективы монетизации интернет-площадок по стандартной рекламной модели, замечает Дмитриева.
«Нужны новые подходы и модели монетизации интернет-площадок. У интернет-сервисов ограничены возможности рекламной монетизации, а у большинства медийных интернет-площадок ограничено контентное предложение. Рекламные возможности площадок будут расширяться вместе с ростом контентного предложения в онлайне», — резюмировала она.
Рынок веб-разработки вырос на 31%, до 9,83 млрд рублей, рынок хостинга и доменов вырос на 25%, до 5,32 млрд рублей.
Российский интернет-рынок больше не отстает от общемировых тенденций и значительная часть интернет-рынков вошла в стадию зрелости, отмечается в исследовании. Но пока рынок непрозрачен, и во многих отраслях нет четко-выработанных стандартов и требований к уровню оказываемых услуг.
Также исследователи составили список рекомендаций органам власти, среди которых совершенствование законодательства о персональных данных, необходимость усилить борьбу с противоправным и вредным контентом. Кроме того, исследователи пришли к выводу, что необходимо развивать почтовый сервис в России и стимулировать ее конкуренцию.
Отсутствие хорошо развитой логистики — это основной фактор, который мешает развитию рынка, так как не позволяет перейти из виртуальных услуг в реальные, говорит ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. «Логистика — это реальная часть любого интернет-ритейла, но, когда дело доходит до доставки, выясняется, что курьеров нет или доставка слишком дорогая. Именно из-за этого большое количество интернет-проектов находятся в слаборазвитом состоянии», — говорит он.
Рост интернет-рынка на 30% в 2012 году вполне реален, считает Муртазин.
Интернет-рынок будет формироваться еще долгое время, а пока его рост сдерживают недостаточная прозрачность самого рынка и структуры цен, считает генеральный директор группы «Алькасар» Петр Рыбак. «Рекламодатели наращивают бюджеты на размещение в интернете, но рынок интернет-рекламы все еще нельзя назвать сформировавшимся, — говорит он. — Сравните интернет и ТВ, и вы не найдете в сети селлеров, сопоставимых с «Видео Интернешнл» и «Газпром-медиа» по влиянию и по доле рынка. Культура селлерской работы не сформирована, практически любую российскую интернет-площадку можно купить в десятке разных продавцов по совершенно разным ценам».
Говорить о перетекании аудитории ТВ в онлайн-СМИ некорректно, считает Рыбак.
«Для всех участников медиарынка очевидно, что основным каналом коммуникации стал контент, который медиакомпании распространяют в разных средах, в том числе в интернете. Некоторые возрастные группы аудитории в последнее время действительно предпочитают смотреть телевизионный контент в интернете, но общее время просмотра ТВ в России, как и в ряде других развитых стран, растет». По итогам девяти месяцев 2012 года среднее время просмотра ТВ в России выросло на 11 минут — более чем на 5 процентных пунктов по сравнению с аналогичным периодом 2009 года, привел он данные TNS TV Index.
Дмитриева назвала мнение о перераспределении аудиторий «распространенным мифом, который себя не оправдывает».
«Противоречия между оффлайновыми и онлайновыми носителями не существует, так как единственным инструментом, который собирает аудиторию, является контент. Есть контент и есть аудитория, которая потребляет его с помощью онлайновых или оффлайновых носителей. Во всем мире потребление ТВ контента растет, в том числе благодаря Интернету. Сеть стала еще одним каналом доставки ТВ-контента, ведь сегодня выложенное в сети видео на 70% состоит из программ, произведенных для показа по телевидению», — говорит она.