Тему развития конкурентной среды для бизнеса надо поднять на правительственный уровень, заявил глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев на заседании правительства в четверг. Одна служба здесь бессильна: отраслевые ведомства не заинтересованы в развитии конкуренции, пояснил он.
«Мы чаще всего видели не просто пассивную позицию министерств — мы чаще всего видели, что позиция многих, если не большинства отраслевых министерств заключалась в том, чтобы создавать монополии», — сообщил глава ФАС.
Естественные монополии, госкорпорации, ФГУПы и МУПы также активно мешают развитию конкуренции, и даже у законодателей инициативы ФАС не находят поддержки, посетовал Артемьев. Например, семь лет Госдума не может рассмотреть законопроект об основах транспортного обслуживании населения, что не позволяет либерализовать авиационные перевозки. «В результате тарифы, которые мы сегодня видим, авиационные — они совершенно запредельные», — возмущался глава ФАС. Снизить цены удалось только с прошлого года на рейсы во Францию и Италию, запустив на этих направлениях по два перевозчика. «Появление дополнительного конкурента на любом рейсе снижает цену примерно на 25%», — уточнил Артемьев.
Решить проблему, по его мнению, можно, создав специальную комиссию по развитию конкуренции. «Если бы эту правительственную комиссию возглавил бы кто-нибудь из вице-премьеров и она бы заседала ежемесячно, то можно было бы рассматривать и системные вопросы, и, по сути, все отрасли, так же как это работает в комиссии по административной реформе», — предложил Артемьев. Одновременно ФАС предлагает увеличить с 10 до 200 тысяч рублей штрафы для чиновников, препятствующих конкуренции, и во всех отраслевых нормативных актах закрепить принципы недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры.
С аналогичными предложениями Артемьев выступал накануне на «открытом правительстве». Там он заявил, что программа по развитию конкуренции, подготовленная Минэкономразвития и рассчитанная на 2009–2012 годы, потерпела фиаско.
Вице-премьер Аркадий Дворкович не поддержал Артемьева. Чем создавать правительственную комиссию, лучше добавить полномочий Минэкономразвития, которое отвечает за подготовку нормативной базы для развития конкуренции, заявил он. Кроме того, эта тема входит в круг полномочий первого вице-премьера Игоря Шувалова, который и продолжит координировать эту работу, напомнил Дворкович.
Шувалов тоже засомневался в целесообразности создания специализированной комиссии вице-премьерского уровня. Ответственность за отсутствие конкурентной среды в стране Шувалов возложил на главу ФАС. «Я считаю, что, при ответственности всех министерств и ведомств и головной роли Министерства экономического развития, по правоприменению и обеспечению конкурентной среды в стране несёт ответственность Федеральная антимонопольная служба. А то здесь как-то смещаются немного акценты», — выразил недоумение Шувалов. Проблемы конкуренции в России связаны не с плохим законодательством, а с правоприменительной практикой, а это сфера ответственности ФАС, поддержал его министр экономического развития Андрей Белоусов.
Премьер Дмитрий Медведев не был столь категоричен. Он предложил Шувалову проработать предложение Артемьева. «Диссонанс, который сегодня все отмечают и вчера отмечали на заседании «открытого правительства», в том, что мы приняли очень хорошее законодательство, реально хорошее, и все его хвалят, и хвалят работу самого антимонопольного органа, но в то же время у нас состояние конкуренции всем известно. Мягко говоря, оно очень и очень тяжелое. Очевидно, что проблема в нас самих», — заявил премьер.
«Значительная часть людей, которые на протяжении десятилетий сидят за этим столом, — они не заинтересованы ни в какой конкуренции просто потому, что они отстаивают позицию отрасли, а так быть не должно. Поэтому, если уж и бороться за конкуренцию, нужно начать бороться с самими собой», — признал Медведев.
В предложении ФАС есть определенная логика, считает директор департамента стратегического анализа ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игорь Николаев. Представить дело так, что за конкуренцию у нас отвечает исключительно ФАС, неправильно. «Уровень конкуренции зависит от того, как в принципе работают органы власти, исполнительной в первую очередь. У нас сегодня по факту получается, что первый враг конкуренции – это государство», — согласился с премьером Николаев.
Но создание правительственной комиссии проблему не решит, признают эксперты. ФАС и так напрямую подчинена премьеру. «Полномочий Медведева и Шувалова вполне достаточно, чтобы заставить всех министров выполнять то, что нужно ФАС и чего она не может сделать потому, что ей не хватает «политического веса»,
— говорит проректор РЭШ Константин Сонин. «Выход был бы в том, чтобы готовить через «открытое правительство» и потом ежеквартально выносить на президиум кабинета министров предложения по развитию конкуренции в том или ином секторе экономики», — считает глава КонФОП и участник заседания «открытого правительства» Дмитрий Янин.
Конкурентная среда создается не вице-премьерами и не комиссиями, а рынком, сомневается в эффективности и этой меры глава Института современного развития Игорь Юргенс: «В России рынок не развит, доминирует госзаказ, закон о контрактной системе не создан. Власть работает так, что ни один волос не должен упасть с головы, если речь идет о естественной монополии — о «Газпроме», например. Кроме того, надо честно признать, что мы не пускаем в страну иностранные компании. И наконец, о какой конкурентной среде может идти речь, если не прекращаются митинги, на которых требуют отставки президента и заявляют о нелегитимности выборов в Госдуму?»
«Всерьез задуматься о конкуренции власть сможет лишь в том случае, если стоимость нефти упадет до $60 за баррель и случится коллапс текущей модели экономики», — уверен аналитик ТКБ Капитал Сергей Карыхалин.