Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

РЖД в дефиците

РЖД подготовили инвестпрограмму до 2020 года с дефицитом в 1,9 трлн рублей

ОАО «Российские железные дороги» направит в правительство проект инвестпрограммы до 2020 года с заложенным дефицитом в 1,9 трлн рублей. Бизнес-модель монополии противоречива: часть проектов заведомо нельзя окупить, считают в РЖД. Покрывать дефицит предложено за счет инвестиционной составляющей в тарифах.

ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) подготовило инвестиционную программу до 2020 года и на будущей неделе направит ее в правительство. Об этом на форуме «Стратегическое партнерство 1520» сообщил старший вице-президент компании Вадим Михайлов. Поручение разработать такую программу РЖД получили по итогам совещания, которое провел на Рижском вокзале в конце апреля Владимир Путин, тогда еще премьер-министр.

До 2020 года инвестиции в российские железные дороги необходимы в объеме 5,7 трлн в прогнозных ценах на этот период, сообщил Михайлов.

«С учетом того комфортного уровня долга, который мы себе можем позволить, есть лишь 3,8 трлн рублей, — добавил топ-менеджер РЖД. — Дефицит до 2020 года составляет 1,9 трлн рублей».

Программа включает проекты развития, проекты обновления и закупку подвижного состава, а в основе инвестиционной схемы лежат заявки от грузоотправителей. «Посчитали, сколько нужно денег для реализации этих проектов, и нашли, грубо говоря, три основные зоны, в которых мы видим нашу инвестиционную деятельность», — пояснил Михайлов.

Комфортная зона — проекты обновления. «Амортизация должна полностью идти на проекты обновления, а не как раньше — частично на проекты развития», — сказал вице-президент РЖД.

Проблемной зоной в компании считают проекты, которые РЖД будут финансировать за свой счет, с учетом приемлемой долговой нагрузки. Но здесь монополия видит «определенный горизонт окупаемости», на который может повлиять отсутствие долгосрочной тарифной политики.

«И зона совсем проблемная — те проекты, которые не имеют коммерческой окупаемости для РЖД, но, мы верим, имеют определенный эффект для государства», — добавил Михайлов. Такие проекты должны финансироваться за счет государства, считают в РЖД.

Детализировать инвестпрограмму топ-менеджер компании не стал.

Разработка механизма привлечения необходимых денег — один из основных вопросов, которые стоят перед монополией. Председатель совета директоров РЖД Кирилл Андросов напомнил, что цель любого акционерного общества — извлечение прибыли или повышение рыночной стоимости. «Но 100% РЖД принадлежат РФ. А у акционера в лице Российской Федерации могут быть и другие цели, полностью противоречащие зарабатыванию прибыли: это и развитие отдельных отраслей экономики, географических регионов, и цели управления макроэкономическими параметрами, сдерживание инфляции, обеспечение социальной стабильности», — добавил он.

В условиях такой «противоречивой бизнес-модели», по мнению Андросова, возможны несколько вариантов привлечения инвестиционных средств. Один из них — инвестсоставляющая в тарифе (RAB-тариф). Второй вариант: «взять деньги с тех, кому это (развитие ж/д инфраструктуры. — «Газета.Ru») надо». «Если есть груз, есть потребность в нашей инфраструктуре, можно предположить, что грузоотправители готовы за это заплатить, — пояснил глава совета директоров компании. — Это модель проектного финансирования, когда мы понимаем, что за счет грузопотока мы можем вернуть затраченные средства».

Развивать инфраструктуру можно по традиционному пути — за счет государства. Или по сравнительно новому для России варианту: «Комбинация РЖД — ЧП: партнерство с частными компаниями, которые готовы финансировать развитие инфраструктуры», — пояснил Андросов, добавив, что РЖД еще предстоит найти наиболее комфортный вариант привлечения средств как для участников рынка, так и для монополии.

В Минэкономразвития согласны, что инвестиции в железнодорожную инфраструктуру нужно наращивать. Одним из источников финансирования в ведомстве видят пенсионные накопления, сообщил на форуме в Сочи замминистра экономического развития Станислав Воскресенский.

«Необходимо активнее использовать долгосрочные государственные инструменты привлечения заемного финансирования, — пояснил он. — Использовать пенсионные накопления для покупки долгосрочных долговых инструментов РЖД, например, 10-летних облигаций». Это, надеется Воскресенский, удешевит стоимость долга для РЖД.

До сих пор размера пенсионных накоплений было недостаточно, но сейчас, по разным оценкам, они «сильно свыше 1 трлн рублей», что позволяет начать привлечение этих денег в инфраструктурные проекты, отметил чиновник.

Минэкономразвития предполагает до конца года проработать инвестиционную программу РЖД, чтобы решить, какие проекты можно реализовать за счет частных средств, а какие «действительно неокупаемы, но необходимы государству», добавил Воскресенский.

Новости и материалы
В одном из штатов США впервые за 13 лет казнили заключенного
В Краснодарском крае после атаки БПЛА началась детонация взрывоопасных предметов
На юго-западе Тверской области сбили БПЛА
Россиянам объяснили, почему нужно отключать Wi-Fi на смартфоне, выходя из дома
Россиянам рассказали, где недорого отдохнуть до конца бархатного сезона
Жительница Курской области рассказала, как спаслась от солдат ВСУ
Православные христиане начали отмечать один из 12 главных церковных праздников
Верховный суд не рассмотрел жалобу Земфиры по статусу иноагента
Аналитики выяснили, что садоводы покупают осенью
Интервью Путина заставило Запад отвергнуть просьбу Украины об ударах вглубь РФ
Верховный суд отказался рассматривать жалобу Покровского по поводу статуса иноагента
Россия в ООН обвинила США и их союзников в провоцировании волны терактов
Американский офицер предупредил о риске выхода украинского конфликта на ядерный уровень
Врач предупредил, что прикус может испортить осанку у ребенка
Взрывы слышны еще в двух городах Украины
Российская армия продолжает отбивать попытки ВСУ проникнуть в ЛНР
На Камчатке с бывшего чиновника взыскали незаконно заработанные десятки миллионов рублей
Илону Маску грозят американские санкции
Все новости