«Газпром-медиа холдинг», в который входит телеканал ТНТ, приобрел 75% минус 1 акция продюсерского центра Comedy Club Production (ССР) за 10,27 млрд рублей ($350 млн). Сумму сделки раскрыл «Газпромбанк» в отчетности за 2011 год.
О том, что «Газпром медиа» приобретет основного поставщика контента для ТНТ, стало известно в декабре 2011 года, но тогда в компании отказались раскрывать сумму сделки.
Исходя из стоимости 75% акций ССР, всю продюсерскую компанию покупатели оценили в $460 млн.
Согласно условиям сделки, большая часть суммы — 7,48 млрд рублей — была выплачена акционерам ССР в декабре 2011 года, а остальные 2,78 млрд рублей будут выплачиваться в течение трех лет, сумма выплат будет зависеть от рейтингов программ, которые производит ССР.
Comedy Сlub и его ключевые продюсеры подписали договоры с ТНТ, согласно которым они обязаны будут предоставлять определенное количество рейтинговых программ и сериалов.
До сделки с «Газпром-медиа» Comedy Club Production принадлежала сингапурскому офшору Comedy Club Production Pte Ltd. В 2009 году у продюссера Артура Джанибекяна был 41% акций, у Гарика Мартиросяна — 10% и 49% были у KC Production Ltd, зарегистрированной на Британских Виргинских островах. В 2010 году CCP консолидировала 74% продюсерской компании 7 Art, производителя сериалов «Интерны» и «Универ», где изначально Джанибекяну и Мартиросяну принадлежал только 51%.
ТНТ приобрел ССР для того, чтобы контролировать контент, который производит продюсерский центр, а также использовать его для распространения на других каналах. «В самом ближайшем будущем эфирные телеканалы потеряют монополию на доступ к телезрителю и баланс силы перейдет от телеканалов к владельцам/производителям популярного контента. Покупка контрольного пакета акций Comedy Club Production — это часть нашего плана подготовки распространения во всех средах и на всех устройствах», — говорил гендиректор канала Роман Петренко.
ССР, основанная в 2007 году, производит и продюсирует программы и сериалы для ТНТ: «Comedy Club», «Comedy Women», «Comedy Battle», реалити шоу «Дом-2», комедийные сериалы «Интерны», «Универ», «Универ — Новая общага» и «Наша Russia». По данным Федерального антимонопольного ведомства, доля телеканала ТНТ на рекламном рынке в 2009—2010 годах составляет 9,38%. В конце прошлого года ТНТ сообщало об увеличении прибыли от рекламы на 22% за 2011 год.
Участники рынка удивлены суммой сделки. «Это беспрецедентно — такого в истории современной России не было. Эту сумму можно приравнять к покупке целого телеканала», — говорит генеральный продюсер «СТС Медиа» Вячеслав Муругов.
В 2011 году структуры банка «Россия» купили 25% акций Первого канала за $150 млн,оценив весь бизнес канала в $600 млн, говорили источники на медиарынке.
«Контент телеканала ТНТ состоит в основном из программ, которые производит ССР, сделка оправдана. Если посмотреть отдельно на производственный бизнес в России, то не думаю, что найдутся другие производственные компании, которым удалось бы достигнуть такой высокой стоимости», — заметил Муругов.
По его словам, ССР и ТНТ взаимозависимы: «Сделка дает предсказуемое количество рейтингов для телеканала ТНТ в ближайшие три года и понятное будущее для производственной компании».
«Пришло время агрессивно контролировать контент на российском рынке», — говорит Муругов. Он приводит в пример сделку телеканала СТС по приобретению «Костафильм», который производит такие сериалы, как «Кадетство», «Ранетки», «6 кадров», «Папины дочки». «Мы приобрели продюсерский центр за $23 млн. Эта покупка оказалась очень выгодной для телеканала, и за три года сделка полностью себя окупила», — говорит он.
По данным «СПАРК-Интерфакса», выручка CCP в 2010 году составила 1,6 млрд рублей, чистая прибыль — 154,6 млн рублей. С учетом продюсерской компании 7 Art («Интерны», «Универ») показатель составил $130 млн (3,9 млрд рублей), говорил Джанибекян.
ССР оценили примерно в три годовых выручки. «Это много для продюсерской компании — обычно так оценивают компании, которые принесут после сделки очень большой доход», — говорит Максим Клягин из «Финама», добавляя, что стандартного мультипликатора для производственных компаний на российском рынке нет. Обычная оценка для производственной компании — около двух годовых выручек, заметил Муругов.
«Сумма сделки могла определяться не только показателями доходности ССР, но и потенциальным сокращением издержек на закупку контента, — объясняет источник, близкий к Газпромбанку. — ТНТ решило проблему оплаты контента ССР».
Александр Венгранович из «Открытия» не считает сделку целесообразной для телеканала. «Выделение столь существенной суммы на покупку ССР, который и так производит для них большую часть контента, кажется нецелесообразным поступком, — отмечает эксперт. — С другой стороны, может присутствовать желание обезопасить себя от возможного ухода ССР к другим телеканалам». В любом случае это было решение основного акционера телеканала — «Газмпром-медиа»,заметил он.