Межведомственная рабочая группа по пресечению незаконных финансовых операций под руководством первого вице-премьера Виктора Зубкова отчиталась о результатах работы. По итогам проверок противоправная деятельность выявлена в 30 крупных компаниях и одном банке, сообщил Зубков на встрече с премьер-министром Владимиром Путиным.
«Только за последние несколько дней проведены оперативно-разыскные мероприятия в 30 крупных компаниях, и там также обнаружено очень много документов, подтверждающих противоправные действия», — сказал он, добавив, что «за последние несколько недель проведены проверки в пяти крупных банках и в одном из них обнаружено большое количество документов, которые показывают, что этот банк занимался противоправной деятельностью».
Помощник первого вице-премьера Юрий Корицкий сказал, что ему нечего добавить к словам Зубкова. Получить комментарий Росфинмониторинга во вторник не удалось.
Источник «Газеты.Ru» в рабочей группе рассказал, что незаконная деятельность — вывод средств за рубеж — зафиксирована в четырех банках: Петрофф-банке (3,8 млрд рублей), Золостбанке (1,8 млрд рублей), Мастер-банке (20—25 млрд рублей) и Фондсервисбанке (100 млрд рублей). «Деньги выводились в период 2010—2011 годов. 30 компаний — это однодневки вокруг них, которые в доклад не включали», — добавляет он. Расхождение цифры с указанными Зубковым пятью банками он не объяснил.
В Мастер-банке «Газете.Ru» заявили, что «никаких конкретных претензий со стороны в том числе правоохранительных органов к банку не предъявлялось». Получить комментарий Фондсервисбанка (ФСБ) и Золостбанка не удалось. «Проверки выявили транзит 5 млрд рублей на территории рублевой зоны и никаких выводов за рубеж, утверждает источник, близкий к ФСБ. — Никакой обналички не было. 100 млрд рублей – это просто невозможно и к нам отношения не имеет».
Телефоны Петрофф-банка, принадлежавшего Тиграну Нерсисяну, владельцу группы «Бородино», во вторник не отвечали. В конце октября 2010 года Центробанк отозвал у него лицензию.
26 марта правоохранительные органы сообщили о задержании Артема Сисаакяна, занимавшегося незаконным обналичиванием денежных средств (о возбуждении уголовного дела стало известно в середине марта этого года). В ходе проверок ряда банков, включая Фондсервисбанк, Мастер-банк и Судостроительный банк (СБ-банк), стало известно, что ежегодный оборот теневых финансистов превышал 90 млрд рублей. Группа Сисаакяна входила в состав «крупного организованного преступного формирования», действовавшего в том числе «в интересах организованных по этническому признаку групп, действующих на территории России», а прокрученные группой средства через фирмы-однодневки уходили «на Кавказ, в Среднюю Азию и страны Ближнего Востока», сообщал начальник главного управления МВД по Центральному федеральному округу Андрей Кеменев. По его словам, к противоправной деятельности могут быть причастны и сотрудники банков, но их имена силовики не назвали.
Спецгруппа по борьбе с финансовыми преступлениями — выводом коррупционных денег, уходом от налогов и отмыванием — была создана в начале года по поручению президента Дмитрия Медведева. До назначения в правительство с марта 2004 года по сентябрь 2007 года Зубков руководил финансовой разведкой — Росфинмониторингом. Цель создания нового органа — «повышения результативности работы по выявлению и пресечению финансовых операций (в том числе с использованием фирм-однодневок), направленных на легализацию доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма, уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей, получения коррупционных доходов». В рабочую группу вошли представители правоохранительных органов, Банка России и Федеральной налоговой службы.
Проверки Банка России и Росфинмониторинга показали, что в 2011 году с признаками отмывания за рубеж выведено около 1 трлн рублей. Десятки миллиардов рублей оседают «на таких экзотических рынках перестрахования, как Тунис, Сент-Люсия, Сент-Китс», сетовал Зубков. При этом основные объемы незаконных финансовых операций происходят в налоговой и таможенной сфере, на финансовом рынке, особенно в банковской сфере. А наиболее уязвимыми для теневого оборота, по словам Зубкова, оказываются бюджетные расходы, имущественные и финансовые активы компаний, в том числе компаний с госучастием, сфера ЖКХ, ТЭК, оборонные и строительные комплексы.
Действия комиссии логичны и правильны, но их не достаточно, говорит глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. «У российских банков остается возможность участвовать в коррупционных схемах», — считает он, объясняя это широким распространением наличного оборота и проникновением коррупции в правоохранительные органы.