Новороссийский морской торговый порт (НМТП) представил стратегию развития до 2020 года. В развитие портовых мощностей в Новороссийске и Приморске до 2020 года будет вложено не менее $1,2 млрд. Заместитель гендиректора по маркетингу и продажам НМТП Радо Антолович уточнил, что примерно $1—1,1 млрд будет направлено на новые проекты, а еще более $100 млн потребуется для завершения текущей инвестпрограммы.
Инвестиции позволят нарастить общие портовые мощности группы по меньшей мере на 67 млн тонн грузов в год (в 2011 году мощности составляли 157 млн тонн). Заместитель гендиректора компании по финансам и экономике Андрей Бубнов отметил, что уже в текущем году мощности будут увеличены до 170 млн тонн.
Финансовые показатели МНТП за 2011 год еще не опубликованы. Глава агентства InfraNews Алексей Безбородов оценивает выручку за 2011 год в $1 млрд, EBITDA — около $600 млн.
Прогноз Бубнова по выручке в 2012 году — $1,2—1,3 млрд в зависимости от курса доллара. Показатель EBITDA (прибыль до уплаты налогов) составит $620—640 млн.
Дивиденды НМТП за 2011 год, по словам Бубнова, могут вырасти на 2—4,5% — до 440—450 млн рублей. За 2010 год компания выплатила 431 млн рублей.
К концу текущего года НМТП планирует снизить задолженность до $2,3 млрд — на 9% (основной кредитор — Сбербанк).
Финансовые и производственные ориентиры порта раскрыты на фоне споров о схеме приватизации доли государства в капитале НМТП. Крупнейшим акционером НМТП (50,1%) является Novoport Holding Ltd (СП «Транснефти» и компании «Сумма капитал», подконтрольной Зиявудину Магомедову). Росимуществу принадлежит 20%, еще по 2,5% владеют РЖД и Транскредитбанк. В обращении находится около 20% акций, еще порядка 4% составляют казначейские акции.
Правительство в рамках программы приватизации предполагало продать 25% НМТП единым пакетом на аукционе.
«Озвученные прогнозы в долгосрочной перспективе положительно скажутся на капитализации компании, — комментирует аналитик ТКБ-Капитал Мария Кальварская. — Но, какой в итоге окажется стоимость госпакета, будет зависеть от политики государства в отношение принадлежащей ему доли».
Основным претендентом на этот пакет считается «Сумма». Но вице-премьер Игорь Сечин ранее предложил продать 25% компании без конкурса «Роснефти». Против такой схемы выступило Минэкономразвития: по словам главы министерства Эльвиры Набиуллиной, пакет должен быть продан частному инвестору, а не госкомпании.
Затем в спор вмешался первый вице-премьер Игорь Шувалов, который вернул проект приватизации НМТП на доработку. По мнению Шувалова, частные компании не должны владеть так называемым квалифицированный большинством (более 75% акций).
«Сумма» — единственный кандидат на владение госпакетом, — убежден Безбородов. — Никто просто не захочет бороться за блокпакет, владение которым в перспективе может привести к корпоративному конфликту с «Суммой» и «Транснефтью».
По оценкам Андрея Рожкова из «Метрополя», сейчас акции НМТП торгуются с дисконтом к справедливой стоимости, который составляет около 12%.
«Цена госпакета будет примерно равняться рыночной с учетом дисконта», — говорит эксперт.
Капитализация НМТП на Лондонской фондовой бирже составляет $1,746 млрд (данные на 19.00 по московскому времени). Рожков оценивает 25% компании в $450—500 млн.
По словам эксперта, участие в торгах «Суммы» увеличит цену государственных акций НМТП, так как компания Магомедова является «наиболее значимым игроком».
Безбородов предупреждает, что цена может вырасти. «Если будет участвовать «Сумма», государство может назначить цену выше рыночной, как основному заинтересованному лицу, — считает эксперт. — В этом случае цена пакета может достичь $600—800 млн».