Александр Лукашенко приглашает инвесторов к разработке калийных месторождений Белоруссии.
«Белоруссия готова, не затягивая сроки, на конкурсной основе выбрать инвестора для освоения новых перспективных месторождений калийных солей, — заявил белорусский президент 23 сентября в ходе встречи с главой группы компаний Boulle Mining Group Жаном-Раймоном Булем. — Мы никогда не скрывали тот факт, что ведем серьезную проработку по одному из основных инвестиционных проектов в нашей стране».
Разрабатывать новые месторождения будут те инвесторы, которые сделают самое выгодное предложение.
Главным разработчиком белорусских недр выступает компания «Беларуськалий». Лукашенко дал понять, что не исключает и проведения конкурса по продаже пакета акций предприятия.
«Кто предложит большую цену, если нам надо будет продать какие-то акции нашего основного предприятия, тогда мы будем решать вопрос», — сказал президент Белоруссии. Оценка «Беларуськалия» завершена, сообщил Лукашенко. «И Сбербанк подтвердил нашу цену в $30 млрд», — отметил он.
В Сбербанке информацию не подтвердили. «Мне лично ничего не известно о том, что Сбербанк проводил оценку «Беларуськалия», — заявил «Газете.Ru» зампред Сбербанка Андрей Донских.
Российские эксперты считают цену, названную Лукашенко, завышенной. «Справедливая оценка «Беларуськалия» — $15—17 млрд, — говорит аналитик Райффайзенбанка Константин Юминов. — Эта цифра учитывает запасы компании, политические риски Белоруссии, а также потенциально худшую рентабельность «Беларуськалия» по сравнению с мировыми лидерами — например, по сравнению с «Уралкалием».
Цена в $30 млрд адекватна при одном условии, уточняет белорусский экономист Антон Платов, — если учитывать не только само добывающее предприятие, но и все запасы калийной соли вкупе с ним: «Всего в регионе разведано четыре месторождения, а разрабатывается с советских времен и до сих пор лишь одно. Остальное в запасе».
По мнению экспертов, Лукашенко обозначил торговую позицию для российских покупателей предприятия.
О своем интересе к приобретению «Беларуськалия» еще летом 2011 года заявил российский «Уралкалий» — после того как объединился с «Сильвинитом» и вышел в мировые лидеры по производству калийных удобрений.
«Интерес сохраняется и сейчас, — сказал в четверг гендиректор «Уралкалия» Владислав Баумгертнер. Но, по его словам, пока неясны условия, на которых Белоруссия готова продать актив или его часть.
Россия также предлагала Белоруссии кредит на $2 млрд (от Сбербанка и Deutche bank) под залог 35% «Беларуськалия». Белорусские власти на это не согласились. Но выдвинули ответное предложение — $1 млрд под гарантии правительства и контрольный пакет крупнейшего в Белоруссии нефтеперерабатывающего предприятия «Нафтан». Переговоры по этому вопросу продолжаются.
«Заявленная Лукашенко цена — лишь повод для того, чтобы в реальных переговорах по «Беларуськалию» назначить максимальную стоимость актива», — полагает глава Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов.
«Белоруссия — одна из немногих стран, обладающих богатыми запасами хлористого калия, и она очень хочет привлечь богатого зарубежного инвестора, — отмечает Юрий Волов из Банка Москвы. — Оценка «Беларуськалия» в $30 млрд озвучивалась Лукашенко и раньше. Но, если и несколько месяцев назад Белоруссия не нашла инвестора по такой цене, сомнительно, что она его найдет сейчас, когда рынки, в том числе и сельскохозяйственные, рухнули».