За нарушение норм безопасности в Домодедово должны ответить менеджеры и владельцы компании, управляющей аэропортом, говорил Медведев после январского теракта в аэропорту и требовал от Генпрокуратуры найти его владельцев. Он выражал недовольство закрытой структурой собственности Домодедово – доли в капитале распределены между офшорами.
В апреле Медведев дал конкретное поручение – разработать законопроекты о запрете участия иностранных фирм в управлении стратегическими транспортными предприятиями и об обязательном раскрытии собственников.
В работе над проектом закона о запрете офшорного владения аэропортами кроме Минтранса принимали участия Минэкономразвития и антимонопольная служба (ФАС), говорит источник «Газеты.Ru», знакомый с результатами консультаций. Вице-премьер Сергей Иванов, курирующий в правительстве транспортную отрасль, просил ведомства «принять меры для безусловного исполнения поручения президента».
К маю на поручение президента отреагировали и прокуроры. «Минтрансу предложено разработать законопроект о запрете участия иностранных лиц в управлении стратегическими транспортными предприятиями, а также внести изменения в правила сертификации аэропортов, предусматривающие обязанность соискателя сертификата раскрывать информацию о собственниках и основаниях владения имуществом», — сообщила тогда Генпрокуратура.
Но Минтранс посчитал дополнительные ограничения на участие иностранных компаний в управлении транспортными предприятиями нецелесообразными, говорит источник в отрасли, ссылаясь на письмо министра Игоря Левитина президенту.
«По мнению Минтранса, положения российского законодательства в области привлечения иностранных инвестиций соответствуют мировой практике. В отношении стратегических организаций транспортного комплекса принятие решения о целесообразности участия иностранных лиц в управлении урегулировано в рамках действующего российского законодательства», — указано в письме Левитина, с которым ознакомилась «Газета.Ru».
В Генпрокуратуре и аппарате Иванова не предоставили комментарии. Представитель Минтранса затруднился оперативно прокомментировать предложения. В Минэкономразвития не ответили на письменный запрос «Газеты.Ru».
Сейчас инвестиции в аэропорты регулируются законом № 57 об иностранных инвестициях в стратегические предприятия, в частности в естественные монополии на транспорте. Документ требует согласования сделок в правительственной комиссии по иностранным инвестициям.
Контроль за соблюдением закона возложен на антимонопольную службу. За время действия закона ФАС получила 15 заявок на покупку долей в транспортных компаниях. Из них 4 предварительно согласованы, 5 согласованы с ограничениями, 4 рассматриваются, а по одной выдано отрицательное заключение, знает источник, знакомый с материалами ведомства. Именно в соответствии с этим законом были рассмотрены заявки офшоров, которые получили контроль над Домодедово.
Такой порядок, по мнению Минтранса, соответствует международной практике, говорит источник: «В большинстве стран ограничения существуют в форме требования получить одобрение компетентных органов».
Более того, готовятся поправки, которые дадут офшорам возможность покупать доли в стратегических компаниях без согласования в комиссии по иностранным инвестициям, если фирмы в офшорных юрисдикциях принадлежат гражданам России. «В целях улучшения инвестиционного климата готовится к внесению в Госдуму проект поправок, предусматривающий изъятие из сферы регулирования законодательства в области контроля за иностранными инвестициями в стратегические предприятия сделок между организациями, которые находятся под контролем российских граждан или российских компаний, а также сделок, в которых участвуют международные финансовые организации», — утверждает источник, знакомый с материалами профильных ведомств. В ФАС заявили, что не имеют информации о подготовке пакета законопроектов.
Представитель председателя комитета Госдумы по транспорту Сергея Шишкарева отказалась от комментариев, сообщив, что комитет законопроект не курирует.
Никита Мельников, аналитик «Атона», не удивлен предложениями Минтранса: «Риторика политиков часто имеет радикальную форму, но смягчается по итогам консультаций с профильными ведомствами». «Запрет не имел смысла, — считает эксперт. – Этот вариант более аккуратный». Регистрация бизнеса владельцев аэропортов в России облегчила бы работу правоохранительным органам в случае форс-мажора, признает он. «Но кто будет инвестировать на этих условиях? — недоумевает Мельников. – Стимулировать российскую собственность может только прозрачность правоохранительной системы».
Игорь Краевский из «Открытия» связывает решение Минтранса с масштабной приватизационной программой правительства России. К стратегическим предприятиям транспортной отрасли относятся вписанные в приватизационный список «Аэрофлот», аэропорт Шереметьево и «Совкомфлот». «Инвестиционный процесс требует либерализации», — замечает аналитик.
57-й закон требует согласования сделок по покупке долей в стратегических транспортных компаниях, но не запрещает иностранным инвесторам покупать имущество таких предприятий. Это Минтранс и ФАС готовы исправить: готовятся поправки, распространяющие ограничения на сделки с «определенными видами имущества стратегических организаций», — уточняет осведомленный источник.
Вторая часть поручения президента – обязать владельцев аэропортов раскрывать структуру собственности – не вызвала возражений в ведомствах. «Минтранс полагает целесообразным введение указанных обязательств», — знает источник «Газеты.Ru». По его данным, раскрытие бенефициаров будет вписано в Федеральные авиационные правила. «Это позволит применить их уже в рамках выдачи или продления сертификата на аэропортовую деятельность. Это актуально в отношении организаций, контроль над которыми был установлен до вступления в силу 57-го закона», — заметил он.
Раскрытие владельцев инфраструктурных компаний по запросу государственных органов соответствует мировой практике, констатирует Краевский.
Но гендиректор аэропорта Толмачева Александр Бородин замечает, что смысл офшорного владения заключается в сокрытии бенефициаров. «С точки зрения государства, раскрытие владельцев обеспечит прозрачность структуры владения, — констатирует он. – Но, с точки зрения менеджмента, главное — чтобы аэропорт развивался и обеспечивал безопасность».