Действия Международного энергетического агентства (МЭА) вызвали недовольство Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК). На прошлой неделе МЭА заявило о выделении 60 млн баррелей (около 8,2 млн тонн) — это около 4% стратегических запасов, они должны поступить на рынок к концу текущей недели, примерно половину этого объема обеспечат США, 30% — Европа, 20% — страны Азии.
Эта мера, к которой агентство прибегает всего в третий раз за всю историю существования, призвана стабилизировать рыночные цены на нефть и восполнить недостаток поставок из Ливии (из-за гражданских волнений поставки из нее сократились примерно на 1,4 млн баррелей в сутки). Причем глава МЭА Нобуо Танака заявлял, что решение о распечатывании запасов согласовано с ОПЕК. Мера подействовала, к концу прошлой недели баррель впервые за последние четыре месяца стал стоить меньше $90.
«Я надеюсь, такая практика будет прекращена, причем немедленно, — заявил генеральный секретарь ОПЕК Абдулла аль-Бадри в ходе переговоров с представителями Евросоюза. — Мы не видим веских оснований для выделения такого количества, и я надеюсь, что МЭА воздержится от этой практики».
Президент энергетического совета ЕС Тамас Фелледжи в ответ на это заявил, что такие действия МЭА должны быть ограничены во времени и не должны подрывать сотрудничество между Евросоюзом и ОПЕК, мешать рыночным механизмам.
«Объемы, которые МЭА решило вывести на рынок, не способны изменить баланс спроса и предложения, — говорит исполнительный директор ИАЦ «Кортес» Павел Строков. — 60 млн баррелей — сопоставимо с суточным мировым потреблением».
Влияние этих объемов все же будет ощутимо, возражает Вадим Митрошин из ФК «Открытие». 60 млн баррелей попадут на рынок не в один день, этот процесс будет растянут на 1—2 месяца. «Таким образом, суточное предложение летом увеличится на 1—2 млн баррелей, — говорит аналитик. —
Примерно на столько увеличивается потребление в летние месяцы — это сезонный фактор, традиционно летом растет спрос на моторное топливо, а следовательно, и на сырье».
Действия МЭА, очевидно, направлены на то, чтобы снять напряжение, связанное с сезонным ростом спроса, отмечает Митрошин.
В любом случае новость о вбросе на рынок части резервов уже повлияла на нефтяные котировки. «ОПЕК недовольна тем, что МЭА пытается оказывать влияние на сектор, который практически единолично контролировался картелем, — говорит Строков. — Но главное для ОПЕК, чтобы обращения к стратегическому резерву не стали регулярными — это может привести к большой волатильности нефтяных цен».
Своим решением МЭА подталкивает ОПЕК к большей активности в регулировании рынка, полагают эксперты. В начале июня МЭА обратилось к ОПЕК с предложением увеличить квоты по производству нефти. Но заседание ОПЕК 9 июня закончилось провалом: впервые за 20 лет страны — участники картеля не смогли договориться
и квота осталась на прежнем уровне — 24,845 млн баррелей. Причем участники встречи сами признали, что в действительности эти квоты не соблюдаются и добыча стран ОПЕК составляет около 29 млн баррелей в день. Наблюдатели объявили о неспособности ОПЕК более влиять на рынок.
Во вторник на новостях о разногласиях между ОПЕК и МЭА нефтяные котировки вновь начали расти. Августовские фьючерсы на американскую нефть марки WTI в Нью-Йорке, по состоянию на 14.37 мск, подорожали на 0,4% ($0,36), цена барреля достигла $90,97. Нефть марки Brent подорожала на 0,7% ($0,74), ее цена достигла $106,73 за баррель.
Но все это способно повлиять на нефтяные котировки лишь в краткосрочной перспективе, отмечают эксперты. А в дальнейшем цены на нефть будут расти весьма активно,
уверен президент корпорации «Газэнергострой» Сергей Чернин. В первую очередь это связано с закрытием старых и запретом на строительство новых атомных станций после катастрофы на японской «Фукусиме-1». Во-вторых, добавляет эксперт, с первого января 2012 года европейские страны прекращают так активно дотировать производство солнечной и ветряной электроэнергии».