<2>«Аэрофлот» будет включен в расширенный список компаний, которые будут приватизированы в течение ближайших 3-5 лет, сообщил вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин 27 июня.
«Аэрофлот», скорее всего, войдет в него», — сказал он, отметив, что «государство в ближайшие 3-5 лет должно практически выйти из контрольных пакетов всех ключевых компаний, которые находятся у нас в собственности — идет речь и о финансовом секторе, и о нефтяном секторе, о телекоммуникациях, о транспортных компаниях, начиная с «Совкомфлота» и «Аэрофлота» и других».
В «Аэрофлоте» не комментируют решения правительства. В Росимуществе от комментариев также отказались.
Сейчас государству принадлежит 51,71% акций авиакомпании.
В октябре 2010 года Кудрин уже говорил о намерении включить «Аэрофлот» в программу приватизации на ближайшие годы: «Мы проведем большую программу приватизации. Причем это акции в меньшей степени нефтяных компаний, это ряд и других компаний в разных сферах — от «Аэрофлота» до «Связьинвеста» и другие».
Позже авиакомпания была включена в программу приватизации на 2011-2013 годы и на период до 2015 года.
Но менеджмент «Аэрофлота» заявил, что считает целесообразным приватизировать компанию не ранее чем через три года, связав процесс продажи госпакета с интеграцией авиационных активов госкорпорации «Ростехнологии». Стоимость авиакомпании после присоединения региональных перевозчиков вырастет.
«Ростехнологии» в обмен на пакет акций «Аэрофлота» передают авиакомпании авиационные активы — «Владивосток Авиа», «Саратовские авиалинии», «Сахалинские авиатрассы», а также 100% акций компаний, образуемых при приватизации ФГУП ГТК «Россия», ФГУП «Оренбургские авиалинии» и ФГУП «Кавминводыавиа». Часть активов «Ростехнологии» получили в 2008 году после банкротства AirUnion – на их основе планировалось создать авиакомпанию «Росавиа», которая стала бы конкурентом «Аэрофлота». Но в начале 2010 года решение было признано нецелесообразным, и премьер-министр Владимир Путин сообщил о передачи шести региональных авиакомпаний «Аэрофлоту». В мае 2011 года они были оценены в 2,5 млрд рублей.
Министр транспорта Игорь Ливитин ранее поддержал позицию менеджмента компании, заявив, что в Минтрансе считают, что ни в 2011, ни в 2012 году приватизации «Аэрофлота» не будет: «Механизм продажи известен, но какой пакет и когда он будет продан, пока еще не решено».
На 27 июня капитализация «Аэрофлота» составляет 76,08 млрд рублей. Менеджмент авиакомпании заявлял о потенциале роста рыночной стоимости до $5 млрд после присоединения активов «Ростехнологий».
По словам Александра Лебедева, миноритарного владельца «Аэрофлота», приватизация окажет положительное влияние на компанию – «государство — не тот институт, который может быть акционером».
«Сейчас это хорошая компания, у нее хороший менеджмент, хороший флот, она стала прозрачнее, но когда 51% перестанет принадлежать государству, компания станет лучше, а ее стоимость может вырасти на 30-40%, и капитализация в $5 млрд, о которой ранее говорили, может стать реальна», — рассказывает Лебедев.
Аналитик «Открытия» Игорь Краевский отмечает, что интегрированная структура «Аэрофлота» перед продажей должна быть выведена на безубыточный уровень. «Это зависит от менеджмента «Аэрофлота», — говорит он. — Стратегия менеджмента основывается на хабовой структуре — региональные линии будут подводить пассажиропоток с регионов, а «материнская компания» сконцентрируется на зарубежных перевозках».
Потенциал роста авиакомпании в год составляет порядка 30%, оценил аналитик Газпромбанка Алексей Астапов. Эксперт «Метрополя» Андрей Рожков говорит, что к концу 2011 года стоимость акций может вырасти на 46% с $2,4 до $3,52 — и без учета интеграции активов «Ростехнологий». С учетом активов «Росавиа» стоимость акций будет выше примерно на 25-30%, отмечает специалист.
«Если сейчас доля авиакомпании на рынке составляет 27%, то после объединения с активами «Ростехнологий» она может вырасти до 40%», — отмечает Астапов.
«Аэрофлот» — транспортная компания, поэтому государство может реализовать контрольный пакет, оставив за собой право «золотой акции» по наиболее важным стратегическим вопросам», — отмечает Рожков.
Акции «Аэрофлота» могут быть реализованы в виде вторичного размещения акций – в этом случае они заинтересуют инвестфонды — крупного стратега в «Аэрофлоте» Астапов не видит.
Сейчас free-float компании небольшой, примерно 5%. «Если будет проводиться размещение на рынке, то решение о приватизации пакета позитивно, так как ликвидность компании возрастет», — считает Краевский.
«В одни руки передавать пакет неправильно – я за открытый рынок», — заключает Лебедев.
Но аналитик «Метрополя» считает, что пакет будет реализован на аукционе с привлечение стратегического инвестора – «контрольный пакет сложно продать на открытом рынке», — заключает он.