Итальянская авиакомпания Blue Panorama Airlines на салоне в Ле Бурже заключила предварительное соглашение на поставку 12 российских самолетов Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100). Каталожная стоимость сделки оценивается в $370 млн.
«Не зная конкретной модели и условий оплаты, сложно говорить, во сколько действительно может оцениваться сделка», — говорит аналитик «Атона» Никита Мельников: цена контракта зависит от модели, комплектации, уровня качества самолета. «В условиях конкуренции компания могла пойти на определенные скидки», — считает он. Максимальная скидка от каталожной стоимости по отраслевым стандартам составляет 25%. Но финальная цена не учитывает сопутствующие расходы, например обучение летчиков. «В итоге сумма контракта может быть выше, — говорит Мельников. — Но даже если указанная цена близка к реальной, то в условиях конкуренции и желания популяризировать машину она оправдана».
Источники сообщают, что авиакомпания планирует получить восемь самолетов и опцион еще на четыре судна.
Директор по связям с общественностью компании «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) Ольга Каюкова отказалась комментировать условия сделки. «Для нас заказ итальянской авиакомпании очень важен. Это выход самолета на европейский рынок», — добавила она.
«Поставки начнутся в конце 2012 года», — сообщает итальянский машиностроительный холдинг Finmeccanica, чье подразделение Alenia Aeronautica выступает партнером ГСС.
SSJ-100 — ближнемагистральный самолет, который рассчитан на перевозку до 98 пассажиров на расстояние до 4400 километров. Продвижением самолета на зарубежные рынки и постпродажным обслуживанием занимается компания SuperJet International (51% принадлежит Alenia Aeronautica, 49% — концерну «Сухой»).
Характеристики самолета позволяют говорить о том, что SSJ-100 конкурентоспособен в своем сегменте, считает аналитик Газпромбанка Алексей Астапов.
Самолет отвечает современным параметрам, признает Игорь Краевский из «Открытия», «но на сделку повлиял фактор сотрудничества ГСС с итальянскими компаниями».
«В российском проекте участвовали итальянские партнеры, а у России хорошие отношения с правительством Италии, поэтому на соглашение повлияли оба фактора», — заметил эксперт.
«Европейские организации лоббируют интересы России на своей территории», — признает и Андрей Рожков из «Метрополя».
Если предварительное соглашение трансформируется в «твердый контракт», то за ним последуют более крупные сделки, уверен Астапов. «Даже предварительный заказ может сигнализировать, что российская компания выйдет на новый уровень», — оптимистичен эксперт.
«Компаниям сложно сразу покупать совершенно новый самолет: нужно посмотреть, как он летает», — осторожен Рожков. А Астапов напоминает, что ранее «Аэрофлот» критиковал SSJ за то, что самолет расходует на 10% больше топлива, чем было заявлено: «необходимо время, чтобы повысить его параметры».
«Когда SSJ докажет свои характеристики, он сможет завоевать популярность и можно будет надеяться на заключение новых контрактов, в том числе с крупными компаниями», — не исключил Рожков. Но этот процесс займет один-два года, заключает Астапов.