Федеральная антимонопольная служба предлагает отменить поминутную тарификацию звонков для абонентов сотовой и фиксированной связи. Предложение о введении посекундной тарификации ведомство направило в Минкомсвязи. Сейчас при тарификации звонков стоимость округляется не в пользу абонента: со счета снимается сумма за минуту, если разговор длился меньше минуты. По словам заместителя руководителя ФАС Анатолия Голомолзина (в онлайн-конференции «Гарант»), в этом случае абонент оплачивает услугу, которая фактически не была предоставлена.
Единица тарификации может быть снижена с одной минуты до 20 секунд, соответствующий вариант включен в новый проект правил оказания услуг мобильной связи, сообщили в Минкомсвязи.
«Цифра 20 секунд может быть изменена в процессе согласования проекта в большую или меньшую сторону», — предупреждает ведомство. Ее размер регламентируется средней продолжительностью соединения подвижной связи и возможностью коммуникационного оборудования. «Оператор вправе сам устанавливать порядок оплаты неполной единицы тарификации. Изменения в правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной связи сейчас не готовятся», — сообщили в министерстве.
«Чем меньше единица тарификации, тем точнее рассчитывается стоимость звонков, в итоге это должно быть выгодно абоненту», — говорит коммерческий директор «Смартс» Вячеслав Теплых. По его словам, стоимость секунды в тарифах с секундной и стандартной единицей тарификации разная, «но вариант посекундной тарификации для абонента дешевле, чем поминутный».
Изменение единицы тарификации не окажет существенного влияния на бизнес. Операторы «большой тройки» и сейчас предлагают абонентам посекундную тарификацию. «Если речь идет о местной связи, то сейчас «Вымпелком» предлагает своим абонентам возможность выбора. В большинстве регионов абонент может выбрать тарифный план как с поминутной, так и посекундной тарификацией, исходя из собственных потребностей. Тарифы с поминутной тарификацией запускаются для привлечения более активных абонентов, которые за измененную тарификацию получают сниженную цену за одну минуту либо предложения с дисконтом последующих минут», — говорит представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. По ее словам, другие интервалы тарификации интересны абонентам в меньшей степени: «У нас был опыт введения тарифа в одном из регионов с тарификацией по 10 секунд, но со временем абоненты предпочли другие тарифные планы». Посекундная тарификация в роуминге зависит от возможностей партнеров, отмечает она. «Далеко не у всех роуминг-партнеров, например, есть возможность тарифицировать трафик посекундно», — подчеркнула Айбашева.
«У каждого из операторов подвижной связи уже действует до двух десятков тарифных планов с разными единицами тарификации – 1 секунда, 10 секунд, минута или первые 5–10 минут разговоров в день», — отмечает представитель «Мегафона» Юлия Дорохина.
Член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Ризнык считает, что ФАС и операторы связи должны выработать совместную концепцию тарификации. «Крайности неэффективны. Единица тарификации должна быть между значениями 60 и 20 секунд, около 40», — говорит он.
Весной текущего года ФАС рассматривала вариант введения посекундной тарификации для звонков в роуминге. Это предполагает решение ряда технических задач, которые служба планирует урегулировать в течение 2011 года.