В начале мая стало известно, что именно группа Access Industries, принадлежащая Блаватнику, стала основным претендентом на покупку корпорации Warner Music. Кроме Блаватника заинтересованность в приобретении Warner Music Group декларировали инвесторы Том и Алек Горесы, альянс Sony/ATV Music Publishing и Рональда О. Перельмана, миллиардер Рональд Беркл и BMG. Предполагалось, что Блаватник отдаст за компанию $1,28 млрд, заплатив по $8,25 за акцию. Но в итоге сделка обошлась на 34% дороже ее рыночной стоимости. Сделка по покупке Warner Music требует утверждения регуляторами. Как ожидается, Access Industries завершит покупку в третьем квартале этого года.
Warner Music — третья по величине компания на рынке звукозаписи США. Ей принадлежат права на примерно 1 млн музыкальных композиций. Компания владеет правами на произведения «Битлз», Мадонны, Deep Purple, Metallica, Рэя Чарльза, Linkin Park, Эрика Клэптона, Red Hot Chili Peppers и других.
Леонид Блаватник родился в 1957 году в Советском Союзе. В возрасте 21 года он вместе с родителями переехал в США, живет в Нью-Йорке. Первоначальное состояние сколотил, покупая и продавая квартиры в Манхэттене. Журнал Forbes отвел ему 80-е место в списке самых богатых людей планеты. Владеет долями в российских ТНК-BP и ОК «Русал».
Корпорация объявила о поиске покупателей в начале года. Продается весь бизнес, несмотря на предположения конкурсантов о реализации активов по частям. Сейчас капитализация Warner составляет $1,11 млрд. Долги превышают $2 млрд.
Блаватник уже владеет 2% акций Warner и в свое время входил в состав совета директоров компании. Кроме того, по неофициальной информации, он близко знаком с ее руководителем Эдгаром Бронфманом-младшим.
Скорее всего, Блаватник оставит Бронфмана во главе руководства корпорации и воспользуется его опытом для подготовки сделки по приобретению контрольного пакета в EMI, полагают аналитики агентства Рейтер.
После покупки Warner Блаватник может инициировать слияние компании с британской медиагруппой EMI, которую в феврале 2011 года купил банк Citigroup, не исключают источники. EMI и Warner занимают 4-е и 3-е место в мире среди музыкальных компаний, и в прошлом они предпринимали попытки слияния. Ожидается, что новый владелец Warner в ближайшие месяцы повторит эту попытку. Если это произойдет, бизнесмен станет «самым могущественным человеком в мире музыки», пишет британская The Independent. Но, по оценкам некоторых экспертов, покупка Warner может обернуться для бизнесмена убытками. Прибыльность музыкального бизнеса в последние годы снижается из-за распространения файлообменных технологий. «Многие бизнесмены потеряли последние рубашки на инвестициях в медийный сектор, — заявил Блаватник в одном из интервью в прошлом году. — Но я не хочу быть следующей жертвой».
Бизнесмен намерен действовать крайне осмотрительно, но готов увеличить долю медиакомпаний в своем бизнесе.
Это не вполне оправданная покупка, считает начальник отдела аналитики FOREX CLUB Андрей Диргин. «Чистый долг компании составляет $1,7 млрд, или 9 EBITDA. И цена в $8 за акцию тоже кажется завышенной, учитывая, что в течение года стоимость акции опускалась до $4», — отмечает он. Впрочем, Блаватник не новичок в этом бизнесе. «Начиная с 2008 года он участвует в работе совета директоров Warner Musicк — таким образом, он прекрасно представляет, как устроен бизнес звукозаписывающей компании», — говорит Диргин. К тому же выручка компании в последнее время медленно, но растет. Компания прошла мучительный процесс сокращения издержек в последние три года. А в случае объединения с EMI можно получить синергетический эффект, уверен Диргин.
Блаватник имеет контрольный пакет акций британской медиагруппы Top-Up TV и другие медиаактивы.
Вполне возможно, что покупка Warner используется для диверсификации активов, говорит начальник управления по развитию продуктов УК ФГ БКС Дмитрий Кашаев. По его мнению, музыкальный бизнес всегда очень сложно оценивать, потому что он зависит от коллекции прав на медийную библиотеку. Не всегда понятно, насколько она будет востребована в ближайшем будущем. «Зачастую такие коллекции покупаются даже не с позиции бизнеса, а с позиции «нравится — не нравится», — заключает Кашаев. Тем не менее инвестиции именно в Warner можно считать делом прибыльным. Наследники Джона Леннона и Элвиса Пресли получают десятки миллионов долларов в год.
Несмотря на высокую долговую нагрузку Warner, вложение в эту компанию является весьма привлекательным активом,
соглашается аналитик ИК «Финам» Татьяна Земцова. «В случае если Access Industries выкупит еще и EMI, будет создана мощная диверсифицированная группа, которая будет занимать весьма сильные позиции на глобальном рынке», — подытоживает Земцова.