Финансирование российского авиастроения до 2020 года составит 5 трлн рублей, объявил на заседании Совета безопасности президент Дмитрий Медведев (цитата по «Интерфаксу»), заметив, что неудовлетворен качеством российских самолетов.
«Чтобы изменить ситуацию, из бюджета до 2020 года на авиадеятельность планируется выделить более 5 трлн рублей. Фактически это в десять раз больше, чем в предшествующее десятилетие», — сказал президент.
Деньги будут распределены в рамках госпрограммы вооружения и шести федеральных целевых программ. «Кроме того, реализуются прямые закупки госучреждениями, такими как МЧС, Управление делами президента и другими», — уточнили в пресс-службе «Объединенной авиастроительной корпорации».
Часть финансирования направляется на аэропортовое и навигационное обслуживание. На совершенствование Единой системы организации воздушного движения и модернизацию аэропортов гражданской авиации выделено более 470 млрд рублей.
Американская корпорация Boeing в течение 20 лет планирует инвестировать в России около $30 млрд (почти 900 млрд рублей). Глобальные расходы концерна на производство в 2011 году составят $2,3 млрд. А глобальная годовая программа Boeing по инвестициям в научно-исследовательские разработки в 2011 году составит около $3,9 млрд (более 100 млрд рублей). При сохранении текущего уровня расходов 10-летняя научная инвестпрограмма американского авиаконцерна составила бы 1 трлн рублей, а общий объем инвестиций в разработки и производство около 1,7 трлн рублей.
Для российского авиастроения 5 трлн рублей вполне достаточно, чтобы выйти на конкурентоспособный уровень с мировыми авиационными корпорациями, заявляет директор Infomost Борис Рыбак. «Это огромная сумма. Если ее рационально использовать, то мы вполне можем добиться высокого уровня, — говорит он. — Первые задачи — это восстановление научного потенциала, восстановление технологического потенциала и массовое производство авиационной техники».
Начальник аналитического центра «Авиапорт» Олег Пантелеев менее оптимистичен. «Денег, может, и хватит, но хватит ли времени, чтобы к 2020 году мы стали полностью конкурентоспособны?»
«Необходимы серьезные научно-исследовательские работы. Реорганизация отрасли может затянуться на 40 лет», — скептичен эксперт.
Приоритеты российского гражданского авиастроения — лайнеры Sukhoi Superjet 100 концерна «Сухой» и итальянской группы Alenia, МС-21 корпорации «Иркут», Ан-148 и Ту 204 СМ. Но авиастроители жалуются на высокую долговую нагрузку профильных заводов. Рефинансирование долгов руководство ОАК осуществляет посредством размещения облигаций.
«Логично было бы часть средств вложить в поддержку этих производственных программ», — заметил представитель Flight International в Москве Владимир Карнозов.
«Эти разработки – примеры международного сотрудничества. Они конкурентоспособны. Но эти примеры являются фактом того, что исключительно отечественного авиапрома у нас больше не будет», — заключает Пантелеев.
Однако президент Медведев требует, чтобы «наш авиапром реально конкурировал с зарубежными компаниями по соотношению цена — качество продукции». «Российские самолеты не должны проигрывать иностранным по характеристикам — ни по уровню шума двигателя, ни по расходу топлива, ни по дальности полета», — подчеркнул он.
Каранозов уверен, что инвестиции будут направлены на обновление технологий. «Если, например, вкладывать все деньги в существующие проекты, у нас может не оказаться платформы для нового. Поэтому расходы должны быть четко и равномерно систематизированы», — замечает эксперт.
В феврале 2010 года Медведев раскритиковал инновационные программы ОАК, потребовав вкладывать деньги в научно-исследовательские разработки. После претензий президента ОАК Алексея Федорова отстранили от должности. Его пост занял бывший генеральный директор концерна «Сухой» и РСК «Миг» Михаил Погосян. Сейчас Федоров занимает пост главы корпорации «Иркут».
В российских авиакомпаниях говорят, что «официально поддерживают» отечественный авиапром. «Но содержать парк самолетов только из российских судов экономически нецелесообразно», — рассказал «Газете.Ru» источник в «Аэрофлоте».
«Например, Ил-96 — четырехмоторный самолет, а это крайняя степень надежности. Но российский самолет тратит в два раза больше авиакеросина, чем западные суда», — поясняет источник.