«Национальная медиа группа», подконтрольная банку «Россия», купила блокирующий пакет акций Первого канала, сообщила газета «Коммерсант» и подтвердила «Газете.Ru» представитель НМГ Оксана Разумова. Доля позволит НМГ провести своих представителей в совет директоров канала.
Бумаги продала инвестиционная компания Millhouse Capital, представляющая интересы предпринимателя Романа Абрамовича и его партнеров. До сделки с НМГ инвестгруппе принадлежало 49% акций «Первого».
Структуры банка «Россия» получили 25% акций «Первого» через покупку ООО «Растрком-2002», уточнила Разумова. Фирма владеет долей в капитале федерального телеканала. Контрольный пакет акций (51%) принадлежит государству.
24% остаются у структур Millhouse. Возможно, структуры Абрамовича в дальнейшем выйдут из капитала «Первого», предполагает российский медиааналитик, пожелавший сохранить анонимность.
Получить оперативный комментарий Millhouse не удалось.
В портфель медийных активов банка «Россия», аффилированного с бизнесменом Юрием Ковальчуком, близким знакомым премьер-министра Владимира Путина, помимо блокпакета «Первого» входят 68% телеканала РЕН и 72% ТРК «Петербург Пятый канал».
Неформальная интеграция «Пятого» и «Первого» телеканалов началась осенью 2010 года. Тогда группа менеджеров «Первого» во главе с заместителем руководителя дирекции информационных программ Алексеем Бродским перешла на «Пятый» в качестве консультантов. Накануне Нового года Бродский занял пост генерального директора ТРК.
Millhouse и НМГ не называют сумму сделки. По информации «Коммерсанта», 25% акций «Первого» были оценены в $150 млн.
Сделка была закрыта на следующий день после награждения генерального директора «Первого» Константина Эрнста орденом «За заслуги перед Отечеством» третьей степени. Награду дали «за большой вклад в развитие отечественного телевидения и многолетнюю плодотворную деятельность». Накануне с менеджментом Первого канала пообщался Владимир Путин. По данным источника «Газеты.Ru» в отрасли, Константин Эрнст сохранит пост гендиректора «Первого» после изменения структуры акционеров.
«Первый» имеет самый большой охват аудитории среди российских телеканалов – 98,8%.
«Оценка «Первого» на уровне $600 млн — это очень мало, чуть больше, чем стоит ДТВ», — недоумевает российский медиаменеджер. Он вспоминает, что в отчетах Счетной палаты указывалась прибыль канала на уровне $2–3 млн при выручке канала около $2 млрд.
Структуры Юрия Ковальчука контролируют концерн «Видео интернешнл» — крупнейшего продавца телевизионной рекламы. В частности, ВИ продает рекламу на «Первом».
«Фактически НМГ уже давно контролирует Первый канал, так как контролирует доходы. Теперь они будут видеть расходы», — замечает источник «Газеты.Ru».
По его мнению, сделка Юрия Ковальчука с Millhouse не связана с президентскими выборами 2012 года.
«Первый» умеет готовиться к выборам при любых акционерах, — замечает он. – В этом случае произошло переформатирование $4-миллиардного рынка рекламы на телевидении».
Источник не исключает, что вслед за Пятым каналом под контроль менеджеров «Первого» перейдет телеканал РЕН. «Первый» — это библиотека, ресурсы и менеджмент», — резюмирует российский медиаменеджер. Советник Юрия Ковальчука по вопросам развития медийных активов Александр Роднянский отказался от комментариев.