Квоты на выброс парниковых газов были похищены компьютерными взломщиками из торговой системы Европейского союза на сумму около 30 млн евро, сообщает Financial Times со ссылкой на Еврокомиссию. Общий объем недостающих квот составляет 2 млн единиц, что по текущим ценам равно 28 млн евро ($37,7 млн), заявил генеральный директор Еврокомиссии (ЕК) по климату Йос Делбеке. Последняя кража зарегистрирована в Чехии, но это уже третий подобный случай в Центральной и Восточной Европе за последние три месяца. До этого кражи происходили также в Австрии, Греции, Чехии, Польше и Эстонии.
В связи с началом расследования торговые площадки, на которых происходила торговля квотами, — ICE Futures Europe, Nasdaq OMX Commodities Europe, LCH Clearnet — остановили работу. По распоряжению Еврокомиссии торговля прекращена по крайней мере до следующей среды.
Происшедшие кражи продемонстрировали дыры в стандартах безопасности, применяющихся в системе. По словам спикера Еврокомиссии Марии Кокконен, власти считают, что хищения были спланированы одной группой людей. Ранее ЕК возлагала ответственность за хищения на хакеров и недостаточную безопасность самой системы, однако в четверг чиновники уточнили, что в преступлении могут быть замешаны сотрудники компаний, участвующих в торгах на законных основаниях. Один из них добавил, что некоторые компании допускают, что их работники могли стать частью цепи, созданной с целью хищения и перепродажи разрешений.
«Ликвидные ценности всегда представляют интерес для воров. А украсть квоты — это, по сути, все равно, что через интернет украсть деньги с банковского счета. Углеродные единицы эмитируются в реестре, как деньги эмитируются в ЦБ. То есть это реальный высоколиквидный экономический актив, имеющий рыночную стоимость»,
– объясняет директор Центра экологических инвестиций Михаил Юлкин.
По словам представителей ЕК, доля украденных квот составляет лишь 0,02% от обращающихся на рынке. «Это сравнительно небольшой объем. Проблемы возникают в основном из-за несовершеств систем безопасности, связанных с недолгой историей функционирования этого рынка. В Евросоюзе система торговли квотами была введена лишь в 2005 году», — поясняет Юлкин. Тем не менее, по его словам, проблема становится все более насущной: рынок квот в ЕС активно растет, оборот торгов за прошлый год достиг 90 млрд евро. Прогнозируется, что к 2020 году оборот на европейском рынке торговли квотами увеличится до $3 трлн. В торгах сейчас участвуют более 10 тысяч промышленных компаний из 27 стран — членов ЕС, а также из Норвегии, Исландии и Лихтенштейна.
Внимание мошенников к этому рынку привлекли переговоры в Копенгагене о создании нового климатического соглашения взамен ныне действующего Киотского протокола (до 2012 года). Подписавшие протокол страны договариваются о максимально разрешенном объеме выбросов веществ, загрязняющих окружающую среду. Предприятия загрязняющих отраслей должны получить разрешение на каждую тонну выбросов вредных газов. По закону компании, у которых выброс парниковых газов меньше установленной нормы, имеют право продавать невыбранные квоты другим фирмам. Международная торговля квотами ведется по инициативе рамочной конвенции ООН по изменению климата, целью которой является борьба с глобальным потеплением.
России возможная кража квот пока вообще не касается: рынок продажи единиц сокращения выбросов у нас вообще не работает, констатируют эксперты. «В России квотами вообще не торгуют, хотя могли бы начать уже год назад, – говорит Юлкин. – Если бы у нас все законодательные механизмы работали, уже в прошлом году могли бы получить около $1 млрд за продажу квот».