Во вторник в Госдуму внесен законопроект об аэропортах. Документ регулирует работу авиационных узлов. Сейчас работа аэропортов строится на основе Воздушного кодекса, в котором в основном прописаны вопросы использования воздушного пространства. Правового акта, регламентирующего деятельность аэропортовых комплексов, нет. В пакете с законом об аэропортах вносятся поправки в Градостроительный и Административный кодексы.
В отрасли с 1990-х годов образовался правовой вакуум, констатирует глава комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев, автор законопроекта.
«Нет ни базового отраслевого закона, ни соответствующих технических регламентов», — замечает депутат: деятельность в аэропортах практически не регламентирована.
В новом документе прописаны порядок размещения аэропортов, обеспечения инфраструктурой, механизмы управления аэропортами, в том числе госрегулирования, а также основные понятия — «аэропорт», «авиационная деятельность», «инфраструктура аэропорта».
В соответствии с документом аэропорты будут разделены на международные и специализирующиеся на внутренних перевозках федерального, регионального и местного значения соответственно. Также предполагается классификация аэропортов по объемам перевозок и поверхностям взлетно-посадочных полос.
Все аэропорты страны будут включены в соответствующий государственный реестр и сертифицированы.
В документе прописаны сферы ответственности управляющих компаний аэропортов, добавляет Шишкарев.
В частности, оператор аэропорта отвечает за «обеспечение постоянной готовности к приему и выпуску воздушных судов, обслуживанию воздушных перевозок» и «контроль за качеством услуг, предоставляемых на территории аэропорта».
Депутат уверен, что закрепление ответственности на уровне закона снизит риск внештатных ситуаций в аэропортах, подобных последнему коллапсу в Домодедово и Шереметьево.
«Сейчас операторы обвиняют авиакомпании и наоборот», — сетует Шишкарев, добавляя, что базовый отраслевой закон снимет вопрос распределения ответственности.
Виталий Бордунов, эксперт Международной организации гражданской авиации, критикует законопроект. «Документ укрепляет самостоятельность администрации аэропортов, — замечает он. — Интересы авиакомпаний и пассажиров не прописаны. Аэропорт сам по себе, пассажиры сами по себе».
В Домодедово и Шереметьево отказались комментировать внесенный законопроект до ознакомления с документом.
Шишкарев обещает доработать проект ко второму чтению. Он не исключает внесения поправок об уголовной ответственности должностных лиц аэропортов и авиакомпаний за нарушения прав пассажиров.
«В текущем виде у документа нулевые шансы на прохождение, — скептичен Бордунов. — Будут профильные обсуждения».