Правительство планирует повысить пороговую планку для использования упрощенной системы налогообложения до 100 млн рублей с нынешних 60 млн рублей, заявил премьер Владимир Путин на встрече с представителями малого и среднего бизнеса в пятницу в Ново-Огарево.
«Знаю, что есть предложение пойти дальше и с учетом изменившихся обстоятельств еще раз поднять верхний порог, при котором возможен переход на «упрощенку». Например, до 100 млн рублей. Наши ведомства посмотрят, в какие сроки и до какой планки это возможно сделать», — пообещал он.
По данным премьера, такую систему налогообложения используют почти 2 из 4 млн малых организаций и индивидуальных предпринимателей. Всего в малом и среднем бизнесе занято почти 16,5 млн человек.
«Мы планируем, что через 10 лет в этом секторе будет занято не менее половины, а может быть, больше трудоспособного населения страны — и это возможно», — заявил премьер.
Он отметил, что даже кризис не привел к спаду предпринимательской активности. Наоборот, число субъектов малого и среднего предпринимательства за последние два года выросло почти на 600 тысяч человек. Например, по словам премьера, только при вузах и научных центрах создано почти 700 малых внедренческих и высокотехнологичных компаний.
Еще одна преференция, которая готовится властями специально для малого и среднего бизнеса, — это снижение размера страховых взносов. Соответствующее задание было озвучено 30 ноября в послании Дмитрия Медведева Федеральному собранию. Правда, льготу предполагается дать только тем предпринимателям, которые заняты в «производственной и социальной сферах». На этой неделе Госдума прогнала сразу в трех чтениях все необходимые поправки в Налоговый кодекс. Причем к производственной и социальной сферам отнесли порядка 30 видов деятельности.
В ходе встречи с предпринимателями Путин напомнил, что с нового года будут уменьшены с 26 до 18% страховые взносы для «малышей», которые работают в сфере производства и оказания социальных услуг. (Остальной бизнес будет платить с 1 января 2011 года 34%). Льгота будет действовать два года. В результате фискальная система недополучит 170 млрд рублей — 80 млрд рублей в 2011 году и почти 91 млрд в 2012 году.
Но присутствующий на встрече президент общественной организации «Опора России» Сергей Борисов внес уточнение. По его данным, этой льготой смогут воспользоваться лишь 5–7% малого бизнеса, так как она действует только для тех, кто функционирует в упрощенной системе налогообложения.
Премьер не согласился с такими расчетами. По его словам, льгота не будет распространяться только на те предприятия, которые работают в сфере
торговли (их 41%), в сфере оборота ценных бумаг (7%) и в сфере оборота недвижимости (8%). Итого 56% малого бизнеса будут платить по полной ставке, а остальные по льготной. «Если вы говорите, что кто-то выпал из льготной системы налогообложения, то давайте сейчас внимательно посмотрим»,
— предложил премьер.
По итогам совещания Борисов сообщил, что было решено скорректировать перечень видов деятельности, по которому будут уплачиваться пониженная ставка страхового взноса. «Сейчас этот перечень достаточно сложный, достаточно путанный: не все сферы деятельности малого бизнеса вошли в этот перечень. Лучше оттолкнуться от того, что нельзя включать в льготный перечень, а остальным будет можно», — пояснил Борисов.
По мнению преподавателя кафедры экономического анализа организаций и рынков ГУ ВШЭ Михаила Горста, власть традиционно опасается, что если дать льготу малому бизнесу, то в эту нишу хлынут крупные компании. Они будут дробить свой бизнес и попытаются воспользоваться этой налоговой преференцией. «Поэтому из льготного налогообложения исключена торговля и сфера недвижимости: считается, видимо, что они и так неплохо развиваются. Почему исключен консалтинг, вообще непонятно», — говорит Горст.
Ограничения по налоговым льготам придумываются властями еще и потому, что в России низкое качество администрирования налогов. «Неудивительно, что власти жмутся по налоговым льготам. Потому что понимают, что не соберут значительную часть налогов. Какие уж тут льготы?» — полагает эксперт.
По оценке члена комитета Госдумы по собственности Алексея Плахотникова, в этой инициативе скорее прослеживается желание властей поддержать средний бизнес, а не индивидуальных предпринимателей и малый бизнес.