«Аэрофлот» и «Мегафон» объявили о начале предоставления услуг мобильной связи для авиапассажиров. Первым судном, оснащенным сотовой связью, стал самолет Airbus А321 «Мстислав Келдыш». Пока услуга не предусматривает голосовую связь: авиапассажирам в полете будут доступны только услуги мобильного GPRS-интернета и обмен сообщениями SMS и MMS. До конца января услуги будут бесплатными. А затем стоимость будет сопоставима с тарифами «Мегафона» на международный роуминг (Турция, Франция). По словам собеседника «Газеты.Ru», непосредственного знакомого с ситуацией,
стоимость SMS будет в районе 15 руб., 100 Кб трафика – 40 руб. Услуга будет предоставляться только на высоте свыше 3000 метров, так как оборудование при взлете и посадке нельзя включать из соображений безопасности авиаперевозок.
В «Аэрофлоте» обещают, что уже в следующем году новый сервис будет предложен пассажирам нескольких воздушных судов, включая трансконтинентальный лайнер AirbusА330 (рейсы дальностью свыше 5000 км). Но появится ли возможность говорить на борту, не уточняют. Сейчас причину отказа от голосовых вызовов перевозчик объясняет результатами недавнего опроса. Они показали, что большинство пассажиров против того, чтобы рядом с ними во время перелетов разговаривали по телефону, так как многие отдыхают.
В «Вымпелкоме» к успехам «Мегафона» в вопросе организации сотовой связи на борту относятся спокойно. «Эффективность подобных вложений с точки зрения перспектив окупаемости вызывает ряд вопросов, — говорит пресс-секретарь Анна Айбашева. — В то же время мы хотели бы отметить, что «Мегафон» предложил нам воспользоваться межоператорским роумингом, так что наши абоненты также получат возможность воспользоваться связью на борту». Помимо этого «Вымпелком» уже сотрудничает с несколькими зарубежными компаниями, предоставляющими связь на борту.
Все финансовые затраты по проекту берет на себя «Мегафон». Переоборудование одного самолета обойдется ему в 1млн евро, оно включает установку антенны и передающего блока.
С учетом того что в ближайшее время «Аэрофлот» переоборудует еще четыре самолета, первоначальные вложения оператора в проект составят 5 млн евро. «Окупится только текущее обслуживание оборудования, но не первоначальные вложения», — сомневается в коммерческой выгоде проекта ведущий аналитик Mobile Research Group Муртазин.
А вот для «Аэрофлота» новая услуга — очевидный плюс, считают эксперты. «Понятно, что, когда есть удобная услуга, которой нет у конкурентов, это серьезное конкурентное преимущество, которое можно будет ощутить в виде дополнительных доходов», — говорит руководитель аналитического отдела «Авиапорт» Олег Пантелеев. Пантелеев уверен, что и
появление голосового общения лишь дело времени. «Во-первых, связь на борту будет не настолько дешевой, чтобы самая болтливая аудитория могла бы ей пользоваться не стесняясь. Большинство же деловых людей, для которых цена не так критична, громко и долго обсуждать интимные вопросы бизнеса не будут»,
— говорит эксперт. Вопрос предоставления голоса в будущем еще будет обсуждаться, соглашается Муртазин. Но, по его мнению, отказ от оказания голосовых услуг на бизнес-составляющей проекта никак не скажется. Так как эта услуга все равно не была бы достаточно востребована. Основная потребность пассажиров как раз в почте и интернете.
Конкуренты «Аэрофлота» могут последовать его примеру, но не спешат. В Трансаэро говорят, что мобильная связь на борту появится, но не знают точно когда. «Мы работаем над этим. Поначалу у нас будет SMS-связь», — говорит пресс-секретарь «Трансаэро» Сергей Быхал. «Мы тоже работает над подобным проектом», — говорит пресс-секретарь S7 Ирина Колесникова. По ее словам, в 2011 году услуга будет запущена. «Но пока проект на стадии разработки — сказать, будет ли голосовая связь или нет, нельзя». Неспешность конкурентов Пантелеев объясняет просто: «Наверняка хотят выдержать время, чтобы посмотреть, насколько новая услуга у «Аэрофлота» получится популярной и окупаемой».