Австралийская авиакомпания Qantas, самолет A380 которой в начале ноября совершил экстренную посадку из-за разрушения в воздухе двигателя Trent 900, обратилась в федеральный суд Австралии с требованием обязать производителя двигателя Rolls-Royce выплатить ей компенсацию. «Подача в суд позволит Qantas возместить убытки, которые она понесла в связи с инцидентом с самолетом A380 и ограничением эксплуатации этих самолетов», — заявила авиакомпания. Пока сумма претензий Qantas не определена.
Одновременно австралийское управление по безопасности на транспорте, расследующее инцидент с авиалайнером Airbus A380, порекомендовало авиаперевозчикам провести дополнительные проверки устанавливаемых на эти самолеты двигателей Rolls-Royce Trent 900 в связи с обнаружением нового дефекта. По данным специалистов, речь идет о возможном смещении центровки масляного трубопровода, которое может привести к образованию «усталостных трещин», утечке масла и отказу в работе двигателя из-за возгорания масла.
По мнению инспекторов, проблемы могли потенциально привести к «отказу двигателя с катастрофическими последствиями».
Предварительные результаты проведенных проверок управление обещает обнародовать 3 декабря.
Эксперты не исключают, что иски к Rolls-Royce подадут и другие авиакомпании, эксплуатирующие А380. Вслед за Qantas использование самолетов, оборудованных двигателями Trent 900, приостановили для проведения проверок технического состояния двигателей Singapore Airlines и Lufthansa. В середине ноября
европейский производитель самолетов Airbus также заявил, что будет требовать полной компенсации у компании Rolls-Royce за дополнительные логистические издержки, вызванные перебоями в деятельности.
Желание Qantas получить компенсацию вполне очевидно, говорят эксперты. «Ведь вопрос не в одном двигателе, а в издержках Qantas от простоев», — говорит руководитель аналитического отдела «Авиапорт» Олег Пантелеев. Подобные поломки авиационных двигателей, когда «происходят внешние разрушения и лопатки разлетаются в разные стороны», случаются не каждый день, добавляет он.
Впрочем, Пантелеев уверен, что Rolls-Royce удастся восстановить репутацию: «Понятно, что сам новый двухпалубный А380 и все происшествия с ним являются предметом пристального внимания, в том числе и СМИ. Но Rolls-Royce рано или поздно решит проблемы», — говорит Пантелеев.
Инцидент с Trent 900 — первое происшествие подобного рода с двигателями Rolls-Royce для широкофюзеляжных гражданских самолетов с 1994 года.
За это время общая наработка всех двигателей Trent и RB211 производства Rolls-Royce составила 142 млн часов полета.