Власти Москвы собираются развивать передвижную систему торговли и оказания бытовых услуг, сообщил во вторник руководитель департамента торговли и услуг города Михаил Орлов. Сейчас многие мобильные торговые точки, расположенные на улицах Москвы, фактически являются стационарными объектами, загромождая проезды и проходы на тротуарах. «Мы прекрасно знаем, что многие палатки стоят на одном месте постоянно, хотя оформлены как передвижные мобильные точки», — цитирует слова Орлова «Интерфакс». Но они в отличие от «официально» стационарных ларьков не платят деньги за аренду земли. «Предприниматели используют статус передвижного торгового объекта, но по факту действуют как стационарные предприятия. Происходит подмена понятий, что недопустимо», — отметил чиновник.
По мнению главы департамента, передвижная система торговли должна быть не только официально, но и фактически мобильной. И правительство готово прикладывать к этому усилия. «Я считаю, что сеть мобильных передвижных предприятий торговли и бытовых услуг необходимо развивать на территории города. Надо, чтобы система торговли была мобильной не только на бумаге, а на деле», — добавил Орлов.
Передвижные объекты могут стать альтернативой снесенным палаткам. По данным департамента торговли и услуг Москвы, всего на территории города с начала ноября были демонтированы 2204 объекта мелкорозничной торговли.
Поводом для зачистки стало замечание Сергея Собянина во время объезда Москвы: мэру не понравилось большое количество киосков и ларьков у станции метро «Улица 1905 Года» и рядом с Белорусским вокзалом. На прошлой неделе власти Москвы, правда, признали нарушения в работе по демонтажу киосков и ларьков и пообещали вернуть часть на прежние места. Но только «если они имели всю необходимую разрешительную документацию и не мешали дорожному движению», подчеркнула заместитель руководителя департамента торговли и услуг Валентина Варфоломеева.
Тем, кто имел палатку законно, но в месте, которое власти сочли неудачным, очевидно, будет предложена мобильная альтернатива: идея поставить ларьки «на колёса» прозвучала именно в рамках специальной рабочей группы, которая рассматривает жалобы пострадавших предпринимателей. В комитете по архитектуре и градостроительству Москвы, который выступил автором идеи, считают, что
для обеспечения населения торговыми точками нужно установить на улицах столицы от 7 до 10 тысяч мобильных мелкорозничных ларьков.
По словам Орлова, в ближайшее время в префектурах округов и управах районов будут вывешены списки мест, где предлагается разместить объекты мелкорозничной торговли.
В правительстве Москвы не смогли уточнить, как именно будет организована мобильная торговля. По мнению начальника отдела аналитики агентства «Автостат» Андрея Топтуна, проект может быть решен как на базе специальных автомобилей — автолавок, так и на базе оборудованных прицепов — торговых ларьков. Именно в таких конструкциях сегодня и базируется большинство точек торговли. «По замыслу, их можно каждый день увозить с места торговли, но беда в том, что этого никто не делает и используют их в качестве стационарных магазинчиков, закусочных и т. д.», — подтверждает наблюдение Орлова эксперт.
Председатель всероссийского объединения «За честный рынок» Илья Хандриков считает предложение о переходе на мобильную форму торговли наиболее логичным из всех возможных в данных условиях. «Ситуация, которая сложилась в последние годы, когда выгодные и невыгодные места распределялись коррумпированно, за деньги, — это преступление. Во всех районах Москвы не хватает продовольственных торговых объектов, особенно магазинов «на углу». А все строительные программы рассчитаны только на сооружение огромных торговых центров», — говорит он.
Перевод лавок «на колёса» был бы очень удобным решением. Ведь «если выясняется, что в каком-то месте переизбыток торговых точек, их можно переместить», объясняет предприниматель.
Минимальная стоимость новых прицепов — торговых ларьков, по данным Топтуна, не очень высока. Она не превышает 150 тысяч рублей. Но в зависимости от размеров и оснащения оборудованием (кондиционер, холодильник, витрины) цена может быть и больше. Стоимость б/у моделей в интернете начинается от 70 тысяч. Стоимость же автолавки гораздо выше, от полумиллиона рублей. «Наиболее часто используемые модели автомобилей для создания автолавок — «Газель», «Валдай» или «ЗИЛ». Сегодня их тоже нередко можно увидеть в разных точках Москвы.
В России существует с десяток компаний, уже занимающихся производством таких спецавтомобилей или способных наладить их производство в кратчайшие сроки, если появится спрос»,
— уверен Топтун. Но и на передвижных ларьках чиновники обязательно попытаются заработать, не сомневается Хандриков: «Будет разработан какой-то «правильный» шаблон передвижных киосков по цене значительно более высокой, чем они реально стоят».