В будущем высокоскоростные поезда «Сапсан» будут производиться в России, не исключил премьер-министр Владимир Путин. «Наличие хороших поставщиков позволяет локализовать не только производство «Ласточки», но и другого подвижного состава будущего поколения, например «Сапсана», — сказал глава правительства во время посещения Уральского локомотивного завода в Верхней Пышме. Электропоезд «Ласточка» будет использоваться для пассажирских перевозок в олимпийском Сочи, а затем планируется оснащение этим поездом и других пригородных путей сообщения. Технологии четвертого поколения позволяют развивать поезду скорость до 160 км/час. Между РЖД и немецким концерном Siemens подписаны контракты на поставку 54 таких поездов, а в будущем дополнительно планируется производство в общей сложности 1200 вагонов «Ласточки» в России с поэтапной локализацией до 80%.
Производством «Сапсанов», которые курсируют между Москвой и Санкт-Петербургом и Москвой и Нижним Новгородом, также занимается Siemens. Старший вице-президент РЖД Валентин Гапанович подтвердил, что производство таких поездов в России возможно в будущем. Основная проблема заключается в неготовности инфраструктуры.
Попытки отечественных машиностроителей собственными силами создать скоростной поезд, предпринятые еще в 90-е годы, не увенчались успехом. Разработкой «Сокола» занимались РАО «Высокоскоростные магистрали», ЦКБ «Рубин», судостроительная фирма «Алмаз» и еще около 60 предприятий оборонного комплекса и железнодорожного транспорта. Но в 2002 году пробные испытания показали, что «сверхсовременный» подвижной состав не только неспособен развивать заявленную скорость (250 км/час), но и небезопасен для пассажиров. Почти каждый из 30 пунктов списка недостатков начинался со слов «не обеспечивается», «требует доработки», «не соответствует нормативным требованиям», «имеют место отказы» и т. д. В РЖД даже шутили: мол, сделали подводную лодку на колесах, которая еще и взлетает на больших скоростях. Но создатели «Сокола» до сих пор обижаются на тогдашнего министра путей сообщения Геннадия Фадеева, посчитавшего проект «исторической ошибкой».