У монгольских железнодорожников возникли проблемы с тепловозом производства «Трансмашхолдинга», говорит источник «Газеты.Ru», замечая, что сложности проявились параллельно с реализацией контракта на поставку 48 тепловозов производства российской корпорации. Претензии монгольских коллег связаны с поломкой дизельного двигателя, утверждает источник. «Подшипники не выдержали температуры», — называет он причину поломки.
В «Трансмашхолдинге» «Газету.Ru» заверили, что проблем с Монголией у компании нет. «Наше сотрудничество с монгольскими коллегами продвигается успешно», — заявил пресс-секретарь компании Артем Леденев.
В пресс-службе «Коломенского завода», на котором производятся дизели для тепловозов, проблему подтвердили: вышла из строя деталь двигателя. «Но наши специалисты выехали на место и оперативно устранили дефект», — рассказала «Газете.Ru» начальник отдела информации по связи с общественностью «Коломенского завода» Екатерина Бычкова. В«Трансмашхолдинге» заявляют, что возникшие проблемы не имеют отношения к партии тепловозов, предназначенных для поставки в Монголию. Получить официальные комментарии Улан-Баторской железной дороги не удалось.
По словам источника «Газеты.Ru»,
11 ноября на коломенском предприятии с проверкой был один из вице-президентов ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). По итогам разбирательства принято решение об отстранении от должности заместителя директора по качеству и начальника цеха машинной сборки.
«За состоянием нашей техники в эксплуатации тщательно следят специалисты управления по эксплуатации и гарантийному обслуживанию, которые оперативно выезжают на место и устраняют дефекты. По случаю выхода из строя двигателя в Монголии выяснены причины и принят ряд административных решений, в том числе материальное наказание ряда руководителей предприятия и отстранение от должности и. о. директора по качеству и начальника машиносборочного цеха», — подтвердила Екатерина Бычкова.
Алексей Безбородов из Infranews не удивлен возникновением претензий к дизелям «Коломенского завода» из-за низкой загрузки предприятия. «Закупки РЖД в последнее время невелики, — говорит Алексей Безбородов. — Госмонополия сконцентрировалась на закупках скоростных поездов Siemens и Alstom».
Машиностроители с этим несогласны: «Монгольские коллеги всегда жаловались, что у них нет денег, проблемы с эксплуатацией в пустыне Гоби, нет собственных сервисменов». «Возможно, таким образом партнеры хотят повлиять на стоимость контракта, который оценивается более чем в $300 млн», — полагает источник «Газеты.Ru». Помимо России есть еще и Китай, который активно интересуется поставками железнодорожной техники в Среднюю Азию и в частности в Монголию.
Экономист центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов уверен, что поломка дизеля — формальный повод для торга.
«Говоря о проблемах в сотрудничестве с «Трансмашхолдингом», 25% которого принадлежат РЖД, монголы дают понять, что недовольны притормозившейся работой российского консорциума по развитию железнодорожной инфраструктуры Монголии и освоению угольных и медных месторождений»,
— говорит эксперт.
В 2009 году президент РЖД Владимир Якунин в рамках двусторонней встречи президентов России и Монголии Дмитрия Медведева и Цахиагийна Элбэгдора в Улан-Баторе пообещал монгольским коллегам построить сеть местных железных дорог. Речь шла о строительстве новых линий Даланзадгад – Зуунэбаян (к угольным и золотомеднорудным месторождениям) и Сайншанд – Баянтумэн (участок от основной магистрали УБЖД до границы с Китаем).
Планировалось, что инвестиции РЖД составят $6,5 млрд. В РЖД не исключали, что могут войти в долю по освоению этих месторождений. Монгольские медные месторождения планировалось разрабатывать в одной связке с крупнейшим российским медным месторождением Удокан. «Разработка Удокана пока не началась. Существенно снизились инвестиционные возможности и самой железнодорожной монополии. Деньги нужны на капитальный ремонт и первоочередные инфраструктурные проекты внутри страны», — сетует Абзалов.
Накануне состоялся визит в Монголию министра транспорта России Игоря Левитина.
В ходе переговоров с премьер-министром Монголии Сухбатаром Батболдом и первым вице-премьером Норовом Алтанхуягом российский чиновник дал гарантии, что все заявленные Россией проекты будут выполняться. «Достигнутые в вопросе реализации проекта развития железнодорожной инфраструктуры Монголии договоренности позволят уже в первом полугодии 2011 года начать строительство новой железнодорожной линии Тавантолгой – Сайншанд», — пообещал Игорь Левитин.