Чаще всего в сети люди оплачивают путешествия, гаджеты и развлечения, утверждается в исследовании «Что покупают россияне в интернете», проведенном Ситибанком совместно с Google. Основой для исследования стали данные о покупках, совершенных 450 тысячами клиентов Ситибанка с использованием банковских карт с января 2008 по сентябрь 2010 года, а также пользователями ресурса Google.
По количеству операций с явным отрывом лидируют услуги связи (доля 28,9%, средняя транзакция – 548 рублей), оплата железнодорожных билетов (14,2% и 2297 рублей), покупки в музыкальных магазинах (10,4% и 150 рублей), электронная торговля/оплата информационных услуг (6,4% и 1301 рубль). По объему же транзакций на первом месте образование — здесь средний чек составляет 14230 рублей, авиаперевозки (14183 рубля), оплата гостиниц (9288 рублей), туристических путевок (6844 рублей), одежды (5294 рубля).
Но ищут граждане в сети совсем иное. Самым популярным запросом россиян в интернете стали слова «купить авто», хотя к покупке в сети такой интерес почти никогда не приводит. Второй по популярности предмет вожделения, судя по данным исследования, — ноутбук, третий – iPhone от Apple.
Но жители крупнейших российских городов, Москвы и Санкт-Петербурга, проявили оригинальность – чаще всего они ищут в сети австралийские сапоги угги и велосипеды.
А топ-10 запросов со словом «оплатить» возглавили сервис интернет-телефонии Skype и оплата телефона через Webmoney. Таким образом, Skype формирует «большую четверку» с тремя крупнейшими телефонными компаниями, делают вывод авторы исследования.
«Самыми активными интернет-покупателями являются молодые, холостые и образованные мужчины, преимущественно москвичи», — говорится в исследовании. «Это склонность к риску, присущая мужчинам», — объясняет один из авторов исследования, инженер Google Алексей Сурков. «Причина в том, что одежду сложнее купить», — возражает директор по маркетингу Google Константин Кузьмин.
Но даже при покупке товара offline почти 90% пользователей все равно обращаются к интернету – для них это основной источник информации о товаре или услуге.
Так, 88% российских пользователей выбирают товары в интернете и приобретают их offline. 36% как выбирают товары в интернете, так и приобретают их. И только 11%, выбрав товар в offline, приобретают его с помощью online-сервисов.
Основная доля сетевых покупок и платежей в России приходится на Москву (57,2%) и Санкт-Петербург (27,3%). Следом идут крупные областные центры. Так, на третьем месте находится Екатеринбург – 2,6%, на четвертом — Новосибирск (1,1%). Низкая популярность покупок в сети в небольших городах обусловлена ограниченным доступом в интернет и трудностями с доставкой товаров, констатируют авторы исследования.
Огромными темпами увеличивается оборот интернет-торговли с Украиной. Как правило, на украинских ресурсах российские граждане покупают билеты и номера в гостиницах. «Это связано с тем, что россияне стали чаще ездить в эту страну, и, возможно, потеплевшие отношения между странами реализовали положительный спрос», — говорят исследователи. Кроме этого, авторы исследования отмечают резкий рост объемов покупок в Люксембурге. «Европейские хабы самых быстрорастущих электронных компаний зарегистрированы именно в этой стране: iTunes, Skype, Paypal», — находят объяснение этому явлению эксперты.
В целом же за последние два года интернет-рынок вырос втрое: с 200 млрд рублей в 2008 году до 600 в 2010 году. И рынок еще далек от насыщения. Он продолжит расти благодаря большему проникновению интернета в регионы, появлению в нем новых товарных категорий и, конечно, росту благосостояния граждан, полагает старший вице-президент Ситибанка Михаил Бернер.
По прогнозу банка, в 2012 году объем рынка электронных платежей превысит 800 млрд рублей.
Но до стран-лидеров интернет-торговли России далеко. «Редко какой россиянин совершает 40% своих покупок через интернет, а в Америке этот показатель зачастую составляет 70%, — приводит пример Кузьмин. — В Великобритании интернет-торговля составляет 7% от ВВП, у нас — менее 0,5%. Нам есть куда расти».
Развитие рынка в России тормозят две причины. «Первая – это финансовая грамотность. Люди боятся платить через интернет, не умеют этого, не у всех есть кредитки и так далее, — говорит Сурков. — Вторая причина – это проблемы с получением товара. Если в Америке доставка по всей стране занимает 2 дня и стоит $5, то у нас доставка занимает, как правило, месяц, да и стоит чуть ли не дороже самого товара. И нет гарантий, что товар вообще дойдет».