Ассоциация кабельного телевидения в рамках шестого форума «Инвестиции в цифру. Правовые аспекты» призвала всех участников телекоммуникационной отрасли совместно выработать правила выплат авторских отчислений. Недавний законопроект депутатов Владислава Резника, Николая Расторгуева, Андрея Исаева и Григория Ивлиева относительно того, что операторы обязаны создать фонд авторских отчислений и платить авторам 2% от дохода, взволновал и операторов кабельного ТВ. В том, что авторам нужно платить, никто не сомневается, это предусмотрено и в части 4 ГК, но возникает вопрос, кто это должен делать — кабельная компания или телеканал?
Операторы лишь предоставляют техническую среду, чтобы кто-то мог использовать объект интеллектуальной собственности. Значит, вся ответственность лежит на вещателе, на том, кто контент использует, считает советник Ассоциации кабельного ТВ России по юридическим вопросам, заместитель генерального директора по юридическим вопросам «АКАДО-Столица» Елена Гультяева.
С другой стороны, когда в мире начался процесс лицензирования каналов и их привлечение к уплате отчислений правообладателям, Российское авторское общество (РАО) отправилось к ним:
раз каналы транслируют контент, то они и платят, рассказывает бывший заместитель генерального директора РАО Игорь Базилевский.
Но двух плательщиков быть не может, уверен Базилевский. Если оба используют, то оба должны платить, не соглашается Гультяева.
Даже если операторам и придется платить, то неясно, с какой суммы: ведь не во всякой своей деятельности они пользуются авторскими произведениями. Пока государство не установит ставку, ничего не изменится, считают участники рынка. Представители АКАДО, например, рассказали, что сами вступили в переговоры с РАО, но им 4 года не могли объяснить, как и сколько платить. Была выдвинута ставка в 5% (такой процент от валовой прибыли установлен в постановлении правительства № 218 от 1994 года), но от какого дохода, неизвестно. На последнем этапе переговоров РАО отошло от этих условий и стало предлагать разумные проценты, даже ниже двух.
Региональные операторы жалуются, что в регионах действует принудительный порядок заключения договора с РАО: никаких обсуждений — просто берут налог со всей деятельности, даже если не используются произведения.
Многие компании просто предпочитают ничего не платить до тех пор, пока государство не разберется с законодательством. Генеральный директор ЗАО «ЭР-Телеком» Андрей Семериков рассказывает, что они обратились в РАО с просьбой о выработке критериев, на что получили ответ, что, мол, договаривайтесь с АКАДО, но договориться так и не получилось. Представители АКАДО заявляют, что как оператор они не обязаны делать отчисления, пока регулятор не сможет доказать обратное. «Мы не платили, не платим и не будем, — заявляет Али Зайналов, представитель оператора «Пионер ТВ» из города Ярцево Смоленской области. —
На сегодняшний день РАО считается аккредитованной организацией как преемница упраздненного в 1993 году Российского агентства интеллектуальной собственности (РАИС), но аккредитации на сбор отчислений и государственных полномочий у нее нет.
По словам Зайналова, право на сбор средств ей дано по постановлению № 218, но оно не приведено в соответствие с частью 4 ГК и фактически не работает. Значит те, кто заключает договоры с РАО, нарушают тем самым российское законодательство, — делает вывод Зайналов.
На делянку сбора и распределения авторских денег претендует сейчас целый ряд организаций.
В конце сентября Росохранкультура предложила дать госаккредитацию на сбор отчислений с производителей и импортеров техники Российскому союзу правообладателей (РСП) Никиты Михалкова, но свидетельства так и не выдала.
Кроме того, до сих пор неясно, как поступать с теми авторами, которые официально отказались от услуг сторонних организаций и желают контролировать свои авторские отчисления самостоятельно. Компании переживают, что после уплаты общего налога к ним могут обратиться эти авторы и потребовать еще.
Операторы также докладывают, что договор с РАО требует сложных ежеквартальных отчетов об использованных произведениях, при круглосуточном вещании для этого требуется около 50 человек, им нужно платить, а если автор неизвестен, то неизвестно, куда идут отчисления. Физически невозможно исполнить договор, жалуются операторы.
Крупные холдинги не смущаются такими проблемами и предпочитают заплатить то, что требует регулятор. «Потому что им проще заплатить, чем иметь проблемы, — поясняет Гультяева. — Если не заключать договор с РАО, то риски во много раз больше».
Но в конце концов все равно платить придется абонентам, так как компании поднимут цены на кабельное ТВ, пришли к выводу эксперты.