Независимый директор Сбербанка, член международного попечительского совета «Сколково» и член попечительского совета инвестбанка Goldman Sachs Раджат Кумар Гупта подозревается властями США в том, что в разгар финансового кризиса в 2008 году передавал инсайдерскую информацию о банке Goldman Sachs основателю Galleon Group Раджу Раджаратнаму (арестован в октябре 2009 года), сообщает The Wall Street Journal. Гупта также входит в советы директоров таких крупных компаний, как AMR Corp. и Procter & Gamble. До этого менеджер более десяти лет возглавлял международную консалтинговую группу McKinsey & Co.
В незаконных инсайдерских сделках по делу Galleon обвиняется 21 человек, 11 уже признали свою вину. Сейчас американские прокуроры изучают сделки с акциями Goldman Sachs, которые совершал Раджаратнам и другие фигуранты дела с июня по октябрь 2008 года, пытаясь выяснить, не снабжал ли Гупта их инсайдерской информацией. В отношении самого Гупты обвинения пока не выдвигались, не проверялись и его личные сделки с ценными бумагами. Но следствию известно, что менеджер — давний друг Раджи Раджаратнама и часто посещал офис Galleon. Кроме этого, у них был совместный бизнес – в 2006 году они вместе с экс-менеджером Goldman Sachs Марком Шварцем учредили инвестфонд Tai Capital, ориентированный на Южную Азию. Впоследствии компания сменила название на Silk Route, а Раджаратнам вышел из бизнеса.
По словам прокуроров США, более 20 лет они не сталкивались со столь масштабными спекуляциями на инсайдерской информации, как у хедж-фонда Galleon.
Минюст США оценил прибыль мошенников, заработанную с 2006 по 2009 год, в $20 млн, SEC — в $25 млн. Деньги были заработаны с помощью торговли акциями Google, IBM, Sun Microsystems, Hilton, Advanced Micro Devices.
В марте этого года, после того как Гупте стало известно о том, что правоохранительные органы изучают записи его телефонных разговоров с Раджаратнамом, он известил совет директоров Goldman Sachs о нежелании выдвигать свою кандидатуру на новый срок.
Но Гупта без работы не останется – он востребован в России. В 2008 году менеджер вошел в наблюдательный совет Сбербанка. Причем за первый год работы на этом посту он получил почти 440 000 евро, хотя остальным причиталось всего по 1 млн руб.
Тогда разгорелся целый скандал. Из-за столь высокого вознаграждения консалтинговая компания RiskMetrics не рекомендовала акционерам голосовать за его кандидатуру при переизбрании. Но, несмотря на это, Гупта остался в совете. Президент Сбербанка Герман Греф объяснял, что Гупта — генератор идей международного класса и важен для банка как эксперт по развитию бизнеса в Индии. А столь высокое вознаграждение объясняется, по словам Грефа, международной практикой.
Кроме того, Гупта — член международного попечительского совета «Сколково». Считается, что именно он привез в Россию идею создания бизнес-школы «Сколково». Гупта был одним из создателей Индийской школы бизнеса в Хидерабаде, которая строилась на принципе государственно-частного партнерства. Впоследствии он со своим партнером Шивом Кемкой увлек аналогичной инициативой россиян: она получила поддержку со стороны председателя совета директоров группы компаний «Тройка Диалог» Рубена Варданяна и тогдашнего министра экономического развития — Германа Грефа.
Сбербанк отказывается от комментариев, сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе банка. В компании «Ренова» Виктора Вексельберга, который является главным координатором российской части проекта по созданию в Сколково аналога Силиконовой долины, ситуацию также не комментируют. Бизнес-школа «Сколково» ни к Вексельбергу, ни к технополису никакого отношения не имеет, сообщил «Газете.Ru» официальный представитель «Реновы» Андрей Шторх.
Тем не менее эксперты считают, что
как для Сбербанка, так и для проекта технополиса это может стать серьезным имиджевым ударом. Бизнес-школа «Сколково» является ядром будущего центра инновационных технологий,
напоминает экономист Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. По его мнению, Гупта был одним из претендентов на роль международного координатора проекта Силиконовой долины.
Потеряет ли Гупта должности в России, будет зависеть от результатов расследования, полагает эксперт. В случае со Сбербанком это может растянуться на несколько месяцев. «Дело в том, что у Сбербанка много акционеров, и всех их собрать не экстренное внеочередное собрание будет проблематично. Проще переизбрать его на очередном собрании, а еще лучше — не включать в список кандидатов», — говорит Абзалов.
«Торговля инсайдерской информацией, по американскому праву, может повлечь обвинения в мошенничестве с ценными бумагами и, поскольку оно было совершено группой лиц, в преступном сговоре, то Гупте грозит до 25 лет тюрьмы», — говорит адвокат юридической компании «Юков, Хренов и Партнеры» Василий Васильев. Срок наказания может быть снижен, если обвиняемый будет активно сотрудничать со следствием. Объем штрафов и возмещения убытков в данном случае может составить более $10 млн, точная сумма будет зависеть от размера доказанного нанесенного ущерба, добавляет юрист.